Высокопоставленные чиновники министерств социального блока российского правительства: каналы рекрутирования и карьера



Тев Д.Б.
Высокопоставленные чиновники министерств социального блока российского правительства: каналы рекрутирования и карьера // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 2. С. 493-509.
ISSN 2313-2272
DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-2-493-509
EDN: SAJIFL
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=68477125

Размещена на сайте: 16.08.24

Текст статьи на сайте журнала URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/39939/23660 (дата обращения 16.08.2024)


Ссылка при цитировании:

Тев Д.Б. Высокопоставленные чиновники министерств социального блока российского правительства: каналы рекрутирования и карьера // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 2. С. 493-509. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-2-493-509. EDN: SAJIFL.
Tev D.B. High-ranking officials of Russia’s social ministries: Recruitment channels and careers. RUDN Journal of Sociology. 2024. Vol. 24. No. 2. P. 483-509. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-2-493-509.

Аннотация

В статье рассмотрены каналы рекрутирования и карьерные траектории ключевых чиновников министерств социального блока российского правительства на основе биографической базы данных (104 заместителей министров и директоров департаментов шести министерств). Исследование показало, что важнейшая характеристика карьеры чиновника - бюрократическая профессионализация, а главный канал рекрутирования - федеральная администрация, причем большинство перед назначением на нынешнюю должность работали в своем министерстве, что (хотя и необязательно) говорит о важности меритократического отбора, основанного на компетентности. Впрочем, чиновников с карьерой преимущественно в федеральной администрации, особенно в одном министерстве, меньшинство (в социальных министерствах внутриведомственное рекрутирование выражено слабее, чем в более влиятельных и престижных экономических министерствах, что может говорить об их меньшей автономии). Наблюдается межведомственная мобильность, причем ряд чиновников вышел из финансовых министерств, что может усиливать их влияние на социальный блок, способствуя формированию неолиберальной политики. Самый значимый после административной сферы «поставщик» чиновников - подведомственные министерствам социальные организации (учреждения науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и спорта). Бизнес занимает относительно скромное место в качестве канала рекрутирования руководителей социальных министерств. Поскольку большинство таких министерств регулируют в основном не компании, а некоммерческие учреждения, бизнес слабо заинтересован в «колонизации» ключевых позиций в них; его профессиональные компетенции менее востребованы, а функциональное взаимодействие с чиновниками, которое могло бы способствовать формированию знакомств и связей, облегчающих обмен кадрами, не столь развито. При этом опыт работы в бизнесе, региональных администрациях и социальных организациях встречается чаще, а внутриведомственный опыт реже среди заместителей министров. Выделяются министерства с особенно выраженным внутриведомственным рекрутированием и министерства с относительно развитым рекрутированием из бизнеса, в некоторых министерствах имеют место пересечения между министрами и их подчиненными в предшествующей карьере, что может указывать на патримониальный характер отбора.

Ключевые слова:

социальные министерства карьера каналы рекрутирования администрация бизнес социальные организации чиновники social ministries career recruitment channels administration business social organizations officials

Рубрики:

Политическая социология
Социология элиты общества



Возможно, вам будут интересны другие публикации: