Популярные журналисты и блогеры в российской информационной среде: доверие и социальные представления аудитории
Назаров М.М., Иванов В.Н.
Популярные журналисты и блогеры в российской информационной среде: доверие и социальные представления аудитории // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 2. C. 387-403.
ISSN 2313-2272
DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-2-387-403
EDN: PMUURG
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=68477118
Размещена на сайте: 06.09.24
Текст статьи на сайте журнала URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/39932 (дата обращения 06.09.2024)
Ссылка при цитировании:
Nazarov M.M., Ivanov V.N. Popular journalists and bloggers in the Russian media space: Trust and social perceptions of the audience. RUDN Journal of Sociology. 2024. Vol. 24. No. 2. Pp. 387-403. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-2-387-403. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-2-387-403.
Аннотация
В условиях современной медиатизации повышается роль медийных персон в информационных процессах. Популярные журналисты и блогеры осуществляют функции представления и интерпретации социально-значимого контента, конкурируя за внимание и доверие аудитории. Изучение данной роли медиаперсон обретает особую актуальность, поскольку российский медийный ландшафт, особенно в онлайн-сегменте, — открытая среда, в которой работают субъекты, продвигающие разную по направленности информационную повестку. Эмпирическое исследование было проведено в Центральном и Северо-Западном округах в апреле — июне 2023 года. Согласно полученным результатам лидирующие позиции в рейтинге доверия населения занимают журналисты и блогеры, выступления которых характеризуются государственно-патриотической направленностью, однако часть аудитории склонна доверять и материалам либерального содержания. Применение процедур многомерной классификации показало, что в структуре аудитории оформилось несколько устойчивых типологических групп, различающихся набором медийных персон, которым доверяли респонденты, однако превалируют группы, доверяющие государственно-патриотическим журналистам и блогерам. Наблюдаются значимые социально-демографические различия в уровне доверия: журналистов и блогеров либеральной направленности поддерживает в большей степени молодежь, тогда как журналистов и блогеров с государственно-патриотическими ориентациями — представители средней и старшей возрастной групп. Прослеживается рост доверия либеральным медийным персонам по мере роста материального положения респондентов. Авторы определили переменные, повышающие вероятность доверия медийным персонам разного типа: разделяемые респондентами идеологические ценности; отношение к российской политической системе; обеспечение государством норм демократического общества; отношение к актуальным социально-экономическим вопросам. Социальные представления, соотносящиеся с доверием медийным персонам, отражают существующие разрывы в «картине мира», присущие отдельным сегментам российского общества, что требует принятия взвешенных управленческих решений для консолидации общества в условиях нарастания глобальных вызовов.
Ключевые слова:
информационная среда аудитория доверие социальные представления популярные журналисты и блогеры медийные персоны социально-демографические различия media space audience trust social representations popular journalists and bloggers media figures social-demographic differencesРубрики:
Политическая социологияСоциология коммуникаций
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Назаров М. М., Иванов В. Н., Кублицкая Е. А.
Социальные представления о covid-19 в условиях нестабильной информационной среды (исследование середины 2021 года) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2022. Т. 22. № 2. С. 275-290. - Назаров М. М.
Культурные практики аудитории в цифровой медиасреде: фактор рекомендательных сервисов // Коммуникология. 2024. Т. 12. № 4. C. 68-82. - Адамьянц Т. З.
Как продолжить то, что начинал Б.А. Грушин? // Материалы VI международной социологической Грушинской конференции «Жизнь исследования после исследования: как сделать результаты понятными и полезными», 16—17 марта 2016 г. / отв. ред. А.В. Кулешова.—М.:АО «ВЦИОМ», 2016. С. 91-94. - Назаров М. М.
Медиа: Аудиторные тренды. Человек в современной российской медиасреде. — М.: ЛЕНАНД, 2023. — 256 с. - Васильев Н. А., Дубровин В. Л.
Изменения в медиапотреблении в современной России // Знание. Понимание. Умение. 2023. №. 3. С. 107–129.