Образовательная миграция как инструмент приумножения рабочей силы



Ростовская Т.К., Давлетшина Л.А.
Образовательная миграция как инструмент приумножения рабочей силы // Интеграция образования. 2024. Т. 28. № 3. С. 347–365.
ISSN 1991-9468
DOI: 10.15507/1991-9468.116.028.202403.347-365
EDN: HIBSBI
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=71198228

Размещена на сайте: 22.10.24

Текст статьи на сайте журнала URL: https://journals.rcsi.science/1991-9468/article/view/258923 (дата обращения 22.10.2024)


Ссылка при цитировании:

Ростовская Т.К., Давлетшина Л.А. Образовательная миграция как инструмент приумножения рабочей силы // Интеграция образования. 2024. Т. 28. № 3. С. 347–365. DOI: 10.15507/1991-9468.116.028.202403.347-365. EDN: HIBSBI.
Rostovskaya T.K., Davletshina L.A. Educational Migration as a Tool for Increasing the Labor Force. Integration of Education. 2024;28(3):347–365. https://doi.org/10.15507/1991-9468.116.028.202403.347-365 DOI: 10.15507/1991-9468.116.028.202403.347-365.

Аннотация

Введение. Уменьшение численности населения Российской Федерации в последние десятилетия происходит за счет продолжающейся естественной убыли и сокращения миграционного прироста. Эти изменения приводят к определенным сложностям на рынке труда. Проводимая государством политика по достижению демографического оптимума направлена на повышение рождаемости и продолжительности жизни населения и увеличение миграционной привлекательности страны пока не дает ожидаемых результатов. Средний вариант прогноза численности населения, представленный Росстатом, указывает на снижение численности, рост удельного веса населения старше трудоспособного, сокращение доли населения младше трудоспособного, что впоследствии найдет отражение на численности рабочей силы. Цель исследования – проанализировать текущие параметры рабочей силы; изучить образовательную миграцию как источник привлечения иностранных выпускников к трудовой деятельности в России. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели в работе изучены текущие параметры рабочей силы, сформулированы выводы по изменениям уровня занятости и безработицы, участия в рабочей силе и коэффициента напряженности на рынке труда. Определены действующие нормативные и правовые акты, регулирующие трудовую миграцию, в том числе по привлечению высококвалифицированных специалистов и удержанию выпускников иностранных государств для работы в Российской Федерации. Результаты исследования. В результате изучения проводимой государством политики в сфере образования выявлены меры по расширению доступности рынка образовательных услуг для иностранных студентов. Представлены возможные варианты дальнейшего трудоустройства в российских компаниях и для работы за рубежом. Изучена проводимая государственная политика основных стран – доноров иностранных студентов в нашей стране, а также меры государственного регулирования в Казахстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. Обсуждение и заключение. Материалы исследования могут быть использованы в процессе разработки государственной миграционной и образовательной политики, в сфере совершенствования законодательного регулирования образовательной миграции и последующего привлечения иностранных выпускников к трудоустройству в России.

Ключевые слова:

образовательная миграция рабочая сила страны СНГ депопуляция высококвалифицированный специалист государственное регулирование educational migration labor force CIS countries depopulation highly qualified specialist state regulation

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: