Воззрения Георгия Гемиста Плифона на ислам в контексте турецкой угрозы существованию Византии Сенина Т.А.Воззрения Георгия Гемиста Плифона на ислам в контексте турецкой угрозы существованию Византии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2024. — Т. 25. — Вып. 1. — С. 159–171.ISSN 1819-2777DOI: 10.25991/VRHGA.2024.1.1.011EDN: FNQVXGРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=68632947Размещена на сайте: 24.10.24Текст статьи/выпуска на сайте журнала URL: https://rhga.ru/upload/uf/478/ct10uo2a5p35uzwe8fztbf9aq32frubo.pdf (дата обращения 24.10.2024)Ссылка при цитировании:Сенина Т.А. Воззрения Георгия Гемиста Плифона на ислам в контексте турецкой угрозы существованию Византии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2024. — Т. 25. — Вып. 1. — С. 159–171. DOI: 10.25991/VRHGA.2024.1.1.011. EDN: FNQVXG.Senina T. A. George Hemistos Plethon’ views on Islam in the context of the Turkish threat to the existence of Byzantium. RCAH Review. 2024. Vol. 25. No. 1. Pp. 159–171. DOI: 10.25991/VRHGA.2024.1.1.011.АннотацияВ статье рассматриваются взгляды последнего крупного византийского философа Георгия Гемиста Плифона на ислам — религию турок, главных противников Византии в конце ее истории. В отличие от большинства поздневизантийских интеллектуалов, Плифон не смотрел на ислам как на безусловное зло и варварство, — напротив, он видел причину военных успехов турок в преимуществах их законодательства и государственного управления и призывал к скорейшим реформам в этой области, которые могли бы спасти империю от катастрофы. Такая оценка сближала философа с простыми византийцами, которые тоже видели в турецкой администрации больше порядка и массово переходили в ислам, отказываясь от сопротивления завоевателям. По-видимому, на важное в философско-богословской системе Плифона учение о неотвратимой судьбе, предопределенном будущем и неразрушимой цепи причин и следствий оказали определенное влияние не только стоические концепции, но и исламское учение о предопределении, имеющее немало параллелей со взглядами Гемиста. Тогда как другие поздневизантийские авторы видели в победах мусульман кару за грехи византийцев против христианской религии, Плифон считал, что самый тяжкий грех, из-за которого византийцы терпят поражение на войне, это неверие в божественный промысел (а по сути — в неотвратимую судьбу), вере в который им следовало бы поучиться у мусульман.Ключевые слова:Георгий Гемист Плифон византийская философия ислам политическая теология божественный промысел судьба детерминизм George Gemistos Plethon Byzantine philosophy Islam political theology divine providence fate determinism Рубрики: Социология культурыСмежные дисциплиныВозможно, вам будут интересны другие публикации:Сенина Т. А.Тема бессмертия души в философии Плифона (с приложением перевода его надгробных слов Клеопе Малатесте и Елене Палеологине) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. – 2023. – Т. 28, № 6. – С. 161–176.Комиссаров С. Н., Карпухин О. И.Художественно-творческая интеллигенция: миссия и судьба в новой России // Социально-гуманитарные знания. 2021. № 6. С. 33-61.Андреев А. Л.Ленинские статьи о литературе и социальная диалектика марксизма // Философия хозяйства. 2020. № 1. С. 227-238.Сапов В. В.С.И. Гессен на «башне» Вячеслава Иванова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2019. № 4 (50). С. 137-139.Макаревич Э.Ф., Карпухин О. И.Интеллектуальная культура власти и национальная безопасность // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 3. С. 7-36.