Тема бессмертия души в философии Плифона (с приложением перевода его надгробных слов Клеопе Малатесте и Елене Палеологине) Сенина Т.А.Тема бессмертия души в философии Плифона (с приложением перевода его надгробных слов Клеопе Малатесте и Елене Палеологине) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. – 2023. – Т. 28, № 6. – С. 161–176.ISSN 1998-9938DOI: 10.15688/jvolsu4.2023.6.12РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59690545Размещена на сайте: 30.10.24Текст статьи на сайте журнала URL: https://hfrir.jvolsu.com/index.php/en/component/attachments/download/3276 (дата обращения 30.10.2024)Ссылка при цитировании:Сенина Т.А. Тема бессмертия души в философии Плифона (с приложением перевода его надгробных слов Клеопе Малатесте и Елене Палеологине) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. – 2023. – Т. 28, № 6. – С. 161–176. DOI: 10.15688/jvolsu4.2023.6.12.Senina T.A. The Theme of the Immortality of the Soul in Plethon’s Philosophy (With the Translation of His Funerary Orations on Cleopa Malatesta and Helena Palaiologina). Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2023, vol. 28, no. 6, pp. 161-176. (in Russian). DOI: 10.15688/jvolsu4.2023.6.12.АннотацияВ статье рассматриваются взгляды последнего крупного византийского философа Георгия Гемиста Плифона на бессмертие человеческой души. Ученые до сих пор спорят, был ли Плифон язычником, полностью отвергшим христианство, или христианином, слишком увлеченным платонизмом. Сравнительный анализ его сочинений показывает, что в учении о человеческой душе и ее посмертной участи Плифон далеко отошел от христианства. Он исповедовал предсуществование душ телам и постоянное перерождение, жизнь в теле считал главной миссией человека во вселенной в качестве соединительного элемента мира смертных и бессмертных; согласно Гемисту, периодическое соединение в человеке бессмертной души и смертного тела лучше, чем бесконечное бессмертие после одной жизни, и его учение о душе не подразумевает ни обожения тела, ни телесного воскресения и страшного суда в конце времен. В монодиях Плифона нехристианские взгляды выражены завуалированно, однако в них отсутствуют традиционные для византийских авторов отсылки к христианским источникам, и внимательный анализ текста монодий в сопоставлении с другими сочинениями философа показывает, что его воззрения на участь души, с одной стороны, сильно отличались от учения церкви, а с другой – выглядели более оптимистично, оставляя душе возможность как для постепенного совершенствования в череде перерождений, так и для наслаждения божественной жизнью между ними при условии добродетельного поведения на земле. К статье прилагается перевод монодий Плифона на смерть Клеопы Малатесты и Елены Палеологины.Ключевые слова:Георгий Гемист Плифон византийская философия платонизм бессмертие души метемпсихоз жизнь после смерти George Gemistos Pletho Byzantine philosophy Platonism immortality of the soul metempsychosis life after death Рубрики: Социология культурыСмежные дисциплиныВозможно, вам будут интересны другие публикации:Сенина Т. А.Воззрения Георгия Гемиста Плифона на ислам в контексте турецкой угрозы существованию Византии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2024. — Т. 25. — Вып. 1. — С. 159–171.Троицкая А. А., Троицкий С. А.Статья Н.С. Войтинской об аристотелизме // Вопросы философии. 2017. No 7. С. 181-191.