От созерцания Единого — до онтологии политики: геометрия, экзистенциалы и учение о единомыслии в «Памятных заметках» Феодора Метохита (гл. 67–72) ...



Макаров Д.И.
От созерцания Единого — до онтологии политики: геометрия, экзистенциалы и учение о единомыслии в «Памятных заметках» Феодора Метохита (гл. 67–72) // Христианское чтение. 2024. № 1. С. 118–134.
ISSN 1814-5574 (печ. версия); 2686-908X (эл. версия)
DOI: 10.47132/1814-5574_2024_1_118
EDN: TSAIJO
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=67859738

Размещена на сайте: 31.10.24

Текст статьи на сайте журнала URL: https://scientific-journals-spbda.ru/f/2024-01-10.pdf (дата обращения 31.10.2024)


Ссылка при цитировании:

Макаров Д.И. От созерцания Единого — до онтологии политики: геометрия, экзистенциалы и учение о единомыслии в «Памятных заметках» Феодора Метохита (гл. 67–72) // Христианское чтение. 2024. № 1. С. 118–134. DOI: 10.47132/1814-5574_2024_1_118. EDN: TSAIJO.
Makarov D.I. From Contemplation of the One to Ontology of Politics: Geometry, Existentials, and the Doctrine of Unanimity in Theodore Metochites’ Sententious Notes, Chs. 67–72. Khristianskoye Chteniye, 2024, no. 1, pp. 118–134. DOI: 10.47132/1814-5574_2024_1_118.

Аннотация

В гл. 67-72 «Памятных записок» Феодор Метохит развивает достаточно традиционную для неоплатонизма концепцию восхождения к созерцанию Единого Первоначала всего сущего как цели созерцательной жизни философов и ученых (из числа которых особо выделяются геометры, механики и архитекторы). Именование Первоначала Единовидным восходит к «Комментарию на „Тимей“ Платона» Прокла, перекликаясь также с «Эннеадами» Плотина (VI.9.5). Именно философы и ученые, ведущие высший - созерцательный - образ жизни (по Аристотелю), являют собой образец для политиков, цель которых - сподобившись самим достичь созерцания Единого, через призывы к добродетели и единомыслию вести туда же подчиненных. Политики же ведут средний, «умеренно-страстный» образ жизни (что незадолго до Метохита подчеркнул Георгий Пахимер). Однако немалые препятствия на пути к достижению этой цели создает разногласие между людьми, различие их воль и мнений и отсутствие умения договариваться друг с другом. Обличая пороки разногласия, Метохит косвенно упоминает и тиранию. Это разногласие происходит от того, что душа каждого индивида окрашена в присущие только ему мнения, которые он не хочет сообразовывать с мнениями других. Понятие окрашенности души обладает смешанной аристотелевско-неоплатонической природой, восходя к составленному самим Метохитом «Парафразу „Никомаховой этики“ Аристотеля». Как в обращении к традициям аристотелизма, так и в акцентировании внимания на теме единомыслия одним из ярких предтеч Метохита явился великий историк и интеллектуал Георгий Пахимер (ок. 1242-1310). Другим христианским предтечей Феодора мог быть диакон Агапит (VI в.). Однако в целом онтология политики Метохита (а он подчеркивает, что политика - часть бытия как фундаментального и всеобъемлющего целого) носит достаточно подчеркнутый античный характер.

Ключевые слова:

Феодор Метохит Плотин Прокл Георгий Пахимер Единое созерцание Единого силлогистика геометрия этика онтология политического единомыслие Theodore Metochites Plotinus Proclus George Pachymeres the One contemplation of the One syllogistics geometry ethics ontology of the political unanimity

Рубрики:

Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации: