«Превосходно рассуждал о божественной Троице»: вопрос о триедином божестве в In Calumniatorem Platonis Виссариона Никейского Семиколенных М.В.«Превосходно рассуждал о божественной Троице»: вопрос о триедином божестве в In Calumniatorem Platonis Виссариона Никейского // Платоновские исследования. 2024. Т. 20. № 1. С. 248-269.ISSN 2410-3047 DOI: 10.25985/PI.20.1.10РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=68004550Размещена на сайте: 31.10.24Текст статьи на сайте журнала URL: http://pinvestigations.ru/stable/389D95EC-397C-4919-B7AD-2E15755265B2 (дата обращения 31.10.2024)Ссылка при цитировании:Семиколенных М.В. «Превосходно рассуждал о божественной Троице»: вопрос о триедином божестве в In Calumniatorem Platonis Виссариона Никейского // Платоновские исследования. 2024. Т. 20. № 1. С. 248-269. DOI: 10.25985/PI.20.1.10.Semikolennykh M.V. “He beautifully spoke of the Holy Trinity”: The Problem of Triune God in Basilios Bessarion’s In Calumniatorem Platonis. Platonic Investigations. 2024. Vol. 20. No. 1. Pp. 248-269. DOI 10.25985/PI.20.1.10. DOI: 10.25985/PI.20.1.10.АннотацияСпоря о сравнительных преимуществах учений Платона и Аристотеля, греческие интеллектуалы xv века задавались вопросом, насколько близко философы древности подошли к постижению христианских истин, и можно ли найти в их наследии какие-либо элементы, напоминающие учение о триедином (или хотя бы едином) Боге. Статья посвящена трактовке этого вопроса в сочинении «Против клеветника на Платона» (In Calumniatorem Platonis) Виссариона Никейского, посвятившего много страниц опровержению заявления своего противника, Георгия Трапезундского, будто бы Аристотель посредством одного лишь природного разума сумел постичь Троицу. В рассуждениях Виссариона можно проследить две линии: условно «гуманистическую» (относящиеся к ней доводы изложены по большей части во второй книге сочинения) и «схоластическую» (развивая которую в третьей книге, Виссарион опирался на заметки, Notata, написанные для него ученым доминиканцем Джованни Гатти), различающиеся нетолько содержательно, но и стилистически. Если «схоластическая» критика направлена в первую очередь против попыток Георгия использовать для обоснования своего заявления учение о «следах Троицы» (vestigia Trinitatis), а ее текст структурирован по правилам quaestio disputata, то «гуманистическая» часть практически полностью посвящена доказательству неправомерности использования в качестве довода в пользу наличия у Аристотеля учения о Троице известного фрагмента «О небе» (Cael. 268a7-17), причем Виссарион широко использует способы аргументации, весьма напоминающие методы работы его современников, филологов-гуманистов: сопоставление различных текстов, обсуждение более или менее точных переводов отдельных слов и выражений, принятие во внимание более широкого культурного и исторического контекста и т.д.Ключевые слова:Неоплатонизм Троица Виссарион Никейский Георгий Трапезундский Neoplatonism the Holy Trinity Basilios Bessarion George of Trebizond Рубрики: Смежные дисциплиныВозможно, вам будут интересны другие публикации:Семиколенных М. В.Апокалиптицизм Георгия Трапезундского как стратегия маргинализации платоновского наследия // Studia Culturae. Nо. 32 (2). 2017. С. 137-159.Семиколенных М. В.Учение Платона об ораторском искусстве в изложении Виссариона Никейского // Платоновские исследования. 2015. Т. II. No. 1. С. 172–184.Семиколенных М. В.Волшебный треугольник Жана де Мёна и преобразование геометрических фигур в трактате Николая Кузанского Об учёном незнании) // ВЕРБУМ. Альманах Центра изучения средневековой культуры. 2012. Вып. 14. С. 41–50.Семиколенных М. В., Морозов В.Н., Элкер А.А.Средневековый герметический трактат Книга двадцати четырех философов: история изучения: предисловие и перевод (в соавторстве с Морозовым В. Н., Элкером А. А.) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2011. T. 2. No. 2. С. 35–40.Ноговицин О. Н.Синонимия и омонимия в понятии о сущем: платоническая онтология Георгия Гемиста Плифона // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 3: сборник статей / Отв. ред. О. Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. С. 471-484.