Социальные возможности и барьеры малого бизнеса в столичном мегаполисе Воронов В.В., Никонов В.А.Социальные возможности и барьеры малого бизнеса в столичном мегаполисе // Мониторинг правоприменения. 2024. № 3 (52). С. 81-90.ISSN 2412-8163DOI: 10.24682/2226-0692-2024-3-81-90Размещена на сайте: 31.10.24Текст статьи на сайте журнала URL: http://uzulo.su/mon-prav/pdf-jpg/mp-2024-3-st14-s81-90.pdf (дата обращения 31.10.2024)Ссылка при цитировании:Воронов В.В., Никонов В.А. Социальные возможности и барьеры малого бизнеса в столичном мегаполисе // Мониторинг правоприменения. 2024. № 3 (52). С. 81-90. DOI: 10.24682/2226-0692-2024-3-81-90.Voronov V.V., Nikonov V.A. Social opportunities and barriers for small business in the capital megalopolis. Monitoring of Law Enforcement. 2024. No. 3 (52). Pp. 81-90. DOI: 10.24682/2226-0692-2024-3-81-90.АннотацияЦель статьи: изучение и анализ особенностей развитие малого бизнеса в столичном мегаполисе, которое осуществляется преимущественно в сфере торговли и услуг, как правило, в условиях низких горизонтов планирования и низкой социальной защищённости большинства субъектов малого бизнеса, всех его заинтересованных участников, включая наёмных работников. Методы исследования: влияние социально-экономических факторов на процессы трансформации малого бизнеса обоснованы с позиции неоинституциональной методологии, предполагающей усиление влияния социальных факторов: политических, правовых и психологических в комплексе, уделяя значительное внимание изучению взаимосвязи между ними. Эмпирической основой исследования выступили авторские социологические опросы (количественные и качественные) среди основных участников малого бизнеса в г. Москве в период 2014–2022 гг. Полученные результаты: снижение государственного регулирования и контроля в системе правовых и этических норм, стиле руководства, организации хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса влечёт за собой процессы, направленные на ведение малого бизнеса в привычной для него полулегальной серой среды деятельности, пренебрежением трудового законодательства и возможных имиджевых потерь. Социальные трансформационные процессы малого бизнеса (предпринимательства) являются отражением изменений, происходящих внутри общества и связаны с ними. В результате исследования выявлено, что государственное регулирование и поддержка малого бизнеса нуждаются в значительных изменениях для повышения социальной ответственности всех его субъектов. Государственное управление социально-экономическими процессами развития малого бизнеса также нуждается в преобразованиях с позиции социальной справедливости для деятельности индивидуальных предпринимателей, для всех других экономически активных граждан. Научная новизна: предложено, что для качественных новых положительных изменений необходимы продолжительный период развития модального сознания основных участников малого бизнеса (предпринимательства) и благоприятная внешняя и внутренняя среда предпринимательства.Ключевые слова:малый бизнес предпринимательская деятельность факторы трансформации работники малого бизнеса столичный мегаполис барьеры и возможности small business entrepreneurial activity transformation factors small business workers metropolitan metropolis barriers and opportunities Рубрики: Экономическая социологияРегиональная социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Гибадуллин Р.В., Туракаев М. С.Социальные аспекты развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан: [монография] / Р. В. Гибадуллин, М. С. Туракаев; ФНИСЦ РАН. – М.– Уфа: ФНИСЦ РАН, 2019. – 245 с.Chepurenko A. Small family business in Russia: formal or informal? International Journal of Sociology and Social Policy, 2018, Vol. 38. Issue 9-10, pp. 809-822.Токсанбаева М. С.Toksanbaeva M.S. Advantages and Disadvantages of Employment in Russian Small Business. In: Proceeding of the International conference “Scientific research of the SCO countries: synergy and cooperation”. Reports in English. January 27, 2021. Beijing, PRC . Scientific publishing house infinity, 2021. P. 11-17.Гнатюк А. Н.Перспективные пути в условиях финансово-экономического кризиса в современной России // Общество: социология, педагогика, психология. 2017. №5. С. 16-21.Valeri Ledyaev & Alla Chirikova (2020) Business in the Power Structure of Small Russian Towns. Europe-Asia Studies, 72:4, 686-711, DOI: 10.1080/09668136.2019.1626349