Пространственные фантазии в современном российском кино Сергеева О.В., Мизиряк Н.А.Пространственные фантазии в современном российском кино // Обсерватория культуры. 2024. Т. 21. № 5. С. 492-501.ISSN 2072-3156DOI: 10.25281/2072-3156-2024-21-5-492-501EDN: JNAWKKРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=73887684Размещена на сайте: 01.11.24 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Сергеева О.В., Мизиряк Н.А. Пространственные фантазии в современном российском кино // Обсерватория культуры. 2024. Т. 21. № 5. С. 492-501. DOI: 10.25281/2072-3156-2024-21-5-492-501. EDN: JNAWKK.Sergeyeva O.V., Miziryak N.A. Spatial Fantasies in Contemporary Russian Cinema. Observatory of Culture. 2024;21(5):492-501. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-5-492-501 DOI: 10.25281/2072-3156-2024-21-5-492-501.АннотацияФантастические киномиры дают зрителю новый опыт понимания и проживания пространства — совмещения разных локаций, установления и преодоления границ, переходов в захватывающую иную реальность. В статье рассматриваются пространственные паттерны, создающие арены действия героев в российских фильмах и сериалах фантастически-мистического содержания, снятых в 2020-е годы. Аналитика миростроительства в фантастике связана с философскими идеями о возможных мирах и наиболее представлена обсуждением фантастической литературы, тогда как кинофантастика и изображаемые в ней пространства ждут исследовательского внимания. Авторы разбирают пространственные паттерны в фантастическом кино как отражение актуальных социальных конфликтов/разделений и солидарностей/сближений; размышляют, каким образом в пространственных конфигурациях кодируется беспрецедентное посредничество современных технологий и нормализуются футуристические пространственные практики. В центре внимания — повторяющиеся из фильма в фильм акценты на проницаемости, гибридности и туннелированности пространства, на фантасмагории неотпускающих мест. Российский кинематограф откликается на онтологическую философскую повестку, визуализируя проницаемость границ и соприсутствие человека и других существ. Анализ показывает, что значительную сюжетную нагрузку несут порталы и дороги, связывающие сон и явь, советскую и современную Москву, кибердеревню на Марсе и другие планеты Солнечной системы. Движение героев в экстраординарном пространстве воспроизводит архетипическое испытание дорогой и дает возможность обсудить социальные и мировоззренческие вопросы, актуальные для российского настоящего. Особое внимание уделяется паттерну неотпускающего пространства, концентрирующего боязнь замкнутости, характерной для сложившейся культуры мобильности. Фантастика в кино погружает зрителей в миры, населенные необычными существами, заполненные артефактами, инфраструктурой, часто через сюжетное напряжение, пугающие намеки, визуальные эффекты привлекает внимание к значимым проблемам и вызовам, включая в дискуссию об образах будущего.Ключевые слова:искусствоведение экранные искусства российское кино фантастика пространство образ порталы дорога гетеротопия screen arts Russian cinema fantasy space image portals road heterotopia Рубрики: Социология пространства и городаСоциология культурыВозможно, вам будут интересны другие публикации:Гуляев С. Б.Новый «женский ракурс» в кино в контексте гендерного дисбаланса в кинематографическом искусстве // Общество. Среда. Развитие. 2024. № 3 (72). С. 40-49.Левченко Н. В., Роговая А. В.Особенности кинематографа российских регионов: конструирование социальных смыслов // Артикульт. 2023. № 4 (52). С. 72-86.Фомин М. В., Беззубова О.В.Метафизика моногородов: Пространство vs. Время // Вопросы философии. 2022. № 4. С. 37–46.Сергеева О. В., Мизиряк Н. А.Игровые компьютерные среды и меняющийся опыт городских коммуникаций // Logos et Praxis. 2020. Т. 19. № 4. С. 51-60.Левченко Н. В., Роговая А. В.Региональное кино: социальная реальность или миф? // Мониторинг правоприменения. 2023. № 4 (49). С. 81-90.