Дистанционная социальная экспертиза национальных проектов Богданов В.С., Почестнев А.А.Дистанционная социальная экспертиза национальных проектов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 3. C. 699-714. ISSN 2313-2272DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-3-699-714EDN: DTVAQFРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=73524119Размещена на сайте: 07.11.24Текст статьи на сайте журнала URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/41177/23952 (дата обращения 07.11.2024)Ссылка при цитировании:Богданов В.С., Почестнев А.А. Дистанционная социальная экспертиза национальных проектов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 3. C. 699-714. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-3-699-714. EDN: DTVAQF.Bogdanov V.S., Pochestnev A.A. Remote social expertise of national projects. RUDN Journal of Sociology. 2024. Vol. 24. No. 3. Pp. 699-714. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-3-699-714. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-3-699-714.АннотацияВ ходе реализации национальных проектов российское правительство заинтересовано в мониторинге выполнения ими национальных целей развития, и изменения отслеживаются разными способами. В связи с этим возникла потребность в проведении социальной экспертизы, которая бы позволила оценить социальные эффекты от реализации проектов и получить оперативную обратную связь, необходимую для «умного» управленческого вмешательства. В статье представлены некоторые результаты применения методологии дистанционной социальной экспертизы, разработанной Центром социологии управления и социальных технологий Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук. Данная методология предназначена для проверки выполнения «общественного договора» между обществом и государством в рамках выполнения проектных решений, а также оценки, насколько в них учитываются интересы, запросы и потребности населения. Такой тип экспертизы позволяет повысить достоверность данных, поскольку подразумевает их получение от непосредственных участников и бенефициаров проектных решений. Целью исследования была апробация разработанной методики дистанционной социальной экспертизы и получение объективной информации о состоянии и внедрении национальных проектов, включая накопившиеся в них проблемы. Предмет экспертизы - ход реализации 12 национальных проектов. Апробация методики проводилась в четырех регионах России с разным уровнем социокультурной модернизации. В результате анализа данных, полученных в ходе проведения экспертизы, был подтвержден эвристический потенциал методики - она расширяет диагностико-аналитические и прогностические возможности оценки реализации крупных проектов.Ключевые слова:социальная экспертиза национальные проекты экспертное группообразование социология управления социокультурная модернизация регионов социальная аналитика social expertise national projects expert group formation sociology of manage-ment social-cultural modernization of regions social analytics Рубрики: Социология управленияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Богданов В. С., Почестнев А. А.Экспертное группообразование при принятии решений о развитии регионов: раскол или сплоченность (на примере реализации национальных проектов) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2022. Т. 22. №2. C. 306-323.Богданов В. С., Почестнев А. А.Проблема формирования экспертных групп в регионах с разным уровнем социокультурного развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 1. С. 154–168. DOI: 10.15838/esc.2021.1.73.11Богданов В. С., Почестнев А. А.Методология установления управленческих барьеров в реализации политики смягчения неравенств регионов // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 4. С. 102-116.Len’kov R.V., Patsula A.V. Social forecasting in the strategic management of the development of higher education in Russia. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2021, vol. 14, no. 6, pp. 225–239.Василенко Л.А., Шилова В. А.Исследование процессов спонтанного группообразования в контексте реформирования властно-управленческой вертикали // Государственная служба. 2022. № 5. С. 24–28.