"Ясачно-крещеные", "ясачные инородцы", "ясачные буряты" и "ясачные тунгусы": региональная политика категоризации метисных общностей Байкальской Сибири в XVII в. - 1920-х гг. ... Карбаинов Н.И.`Ясачно-крещеные`, `ясачные инородцы`, `ясачные буряты` и `ясачные тунгусы`: региональная политика категоризации метисных общностей Байкальской Сибири в XVII в. - 1920-х гг. // Служилые и ясачные в России XV-XIX вв.: особенности землевладения, сословные номинации: сборник статей / под ред. Г. Х. Самигулова. Выпуск 2. — Челябинск: ФССКН Общественный фонд `Южный Урал`, 2024. С. 87-106. ISBN 978-5-6051140-3-1РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=73807935Размещена на сайте: 15.11.24 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Карбаинов Н.И. "Ясачно-крещеные", "ясачные инородцы", "ясачные буряты" и "ясачные тунгусы": региональная политика категоризации метисных общностей Байкальской Сибири в XVII в. - 1920-х гг. // Служилые и ясачные в России XV-XIX вв.: особенности землевладения, сословные номинации: сборник статей / под ред. Г. Х. Самигулова. Выпуск 2. — Челябинск: ФССКН Общественный фонд "Южный Урал", 2024. С. 87-106. Karbainov N.I. «Yasachno-baptized», «yasachny foreigners», «yasachny Buryats» and «yasachny Tunguses»: regional policy of categorization of mixed communities of Baikal Siberia in the XVII century – 1920s. In: Servants and yasachnye in Russia XV-XIX centuries: features of land ownership, class nominations: a collection of articles / edited by G. H. Samigulov. Issue 2. — Chelyabinsk: FSSCN Public Foundation ‘Southern Urals’, 2024. P. 87-106.АннотацияВ статье рассмотрена эволюция региональной политики категоризации в отношении метисных общностей в Байкальской Сибири с XVII в. до 1920-х гг. До XVIII в. ясашные люди после принятия крещения, получая статус «новокрещенов» могли выйти из ясачного состояния и стать русскими. С 1703 г. данная практика прекращается и возникает новая категория ясашных – «ясачно-крещеные». Непреднамеренным последствием региональной политики выделения категории «ясачно-крещеных» в Байкальской Сибири стало появление особых метисных общностей, известных под такими (само)названиями как «карымы» и «ясачные». Данная категория населения в этническом смысле не рассматривалась уже как буряты или тунгусы, но и не признавалась в качестве русских. С принятием «Устава об управлении инородцев» в 1822 г. региональные чиновники стали использовать особые категории для этой группы населения: «ясачные инородцы», «ясачные». С нарастанием влиятельности этнических факторов определения национальности, местные чиновники стали больше склоняться к признанию «ясачных инородцев» в качестве бурят или тунгусов. В советский период термины «инородец» и «ясачный» были изъяты из официального языка. Несмотря на это, в Бурят-Монголии в 1920-е гг. продолжали по инерции использовать данные категории.Ключевые слова:метисные общности ясачные инородцы карымы Байкальская Сибирь mestizo communities yasachnye foreigners Karyms Baikal Siberia Рубрики: ЭтносоциологияРегиональная социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Карбаинов Н. И.Карымы и ясачные в Иркутской губернии и Забайкальской области в конце XIX века: численность этноконфессиональных групп и их сословная структура // Историческая демография. 2019. № 1(23). С. 27-31.Галиндабаева В. В., Карбаинов Н. И.Карымы и метисы в Бурятии: маргинальные люди и/или культурные посредники // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23. № 4 С. 204–232. https://doi.org/10.31119/jssa.2020.23.4.8