Лики Эроса: любовь и богообщение в понимании Михаила Пселла и Симеона Нового Богослова Щукин Т.А.Лики Эроса: любовь и богообщение в понимании Михаила Пселла и Симеона Нового Богослова // SCHOLE. Философское антиковедение и классическая традиция. 2024. Т. 18. № 2. С. 996-1010.ISSN 1995-4328DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-2-996-1010Размещена на сайте: 15.11.24Текст статьи на сайте журнала URL: https://classics.nsu.ru/schole/assets/files/18-2-shchukin.pdf (дата обращения 15.11.2024)Ссылка при цитировании:Щукин Т.А. Лики Эроса: любовь и богообщение в понимании Михаила Пселла и Симеона Нового Богослова // SCHOLE. Философское антиковедение и классическая традиция. 2024. Т. 18. № 2. С. 996-1010. DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-2-996-1010.Shchukin T.A. The Images of Eros: Love and Communion with God in the Writings of Michael Psellos and Symeon the New Theologian. SCHOLE. Ancient Philosophy and the Classical Tradition. 2024. Vol. 18. No. 2. Pp. 996-1010. DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-2-996-1010.АннотацияВ статье рассматривается тема любви и богообщения в трудах Михаила Пселла и Симеона Нового Богослова. В первом случае материалом для анализа послужило поэтическое толкование Михаила Пселла на библейскую книгу «Песнь Песней». В христианской традиции данный текст обычно интерпретируется как рассказ о мистическом единении Бога и человеческой души. Во втором случае анализируется Первое огласительное слово Симеона Нового Богослова, содержащее подробное учение о любви как божественной деятельности. Делается вывод, что Михаил Пселл понимает любовь к Богу и, соответственно, союз с Ним в мистическом браке как нравственное подражание человеческой души Богу, который есть подлинная любовь и который в собственном смысле непознаваем. Симеон Новый Богослов, напротив, трактует любовь как нечто принадлежащее Богу, но охватывающее как божественную, так и тварную сферы, благодаря чему возможно не только подражание разумного существа Творцу, но и непосредственное Его созерцание и, в конечном счете, соединение со Христом как телесным воплощением божественной любви. Особенно подчеркивается разница в екклезиологических взглядах двух мыслителей: если Михаил Пселл понимает Церковь как объединение тех, кто подражает Христу, то Симеон Новый Богослов - как сообщество тех, кто ощутительно видит Христа и стремится соединиться с Ним.Ключевые слова:Михаил Пселл Симеон Новый Богослов любовь богообщение гносеология обожение экзегеза Michael Psellos Symeon the New Theologian love communion with God epistemology deification exegesis Рубрики: Социология наукиСоциология религииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Щукин Т. А.Михаил Пселл и Максим Исповедник как толкователи Григория Богослова: гносеологический аспект // Vir hermeneuticus: Сборник статей к 60-летию профессора Р. В. Светлова / Под ред. Л. Е. Артамошкиной, И. Г. Гурьянова, Д. С. Курдыбайло, А. А. Синицына. — СПб.: МОО «Платоновское философское общество», Издательство РХГА, 2024. С. 211-228.Щукин Т. А.Учение Михаила Пселла о внешнем уме (θύραθεν νοῦς) в поздневизантийском контексте // Платоновские исследования. 2023. Т.19. № 2. С. 159-186.Щукин Т. А.Учение Михаила Пселла о душе Христа и богоообщении // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2023. – Т. 24, № 3-1. – С. 206-216.Щукин Т. А.Михаил Пселл в новейших исследованиях (2021–2023 ) // Библия и христианская древность. 2023. № 3 (19). С. 126–142.Щукин Т. А., Щербаков М.И.Максим Исповедник и Михаил Пселл как толкователи Григория Богослова: триадологический аспект // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 3: сборник статей / Отв. ред. О. Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — С. 376-391.