Учение Михаила Пселла о душе Христа и богоообщении



Щукин Т.А.
Учение Михаила Пселла о душе Христа и богоообщении // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2023. – Т. 24, № 3-1. – С. 206-216.
ISSN 1819-2777
DOI: 10.25991/VRHGA.2023.3.3.051
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=59942799

Размещена на сайте: 22.11.24

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Щукин Т.А. Учение Михаила Пселла о душе Христа и богоообщении // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2023. – Т. 24, № 3-1. – С. 206-216. DOI: 10.25991/VRHGA.2023.3.3.051.
Shchukin T.A. The Teaching of Michael Psellus on the Soul of Christ and Communion with God. Journal of the Russian Christian Academy for the Humanities. 2023. Vol. 24. No. 3-1. Pp. 206-216. DOI 10.25991/VRHGA.2023.3.3.051. EDN WVRHTW. DOI: 10.25991/VRHGA.2023.3.3.051.

Аннотация

Данная статья посвящена учению Михаила Пселла о душе Христа и той роли, которую она играет в богообщении и человеческом спасении. Разбираются три фрагмента из богословских сочинений Михаила Пселла (Theologica), посвященных христологии, и в которых более или менее развернуто говорится о душе Христа. К анализу привлекаются сочинения Максима Исповедника, на которые в двух случаях опирался Михаил Пселл. В Theol. I.43 Михаил Пселл говорит о том, что отношения человека со Христом имеют исключительно душевно-интеллектуальный характер, исключающий любое телесное соединение с Ним. В Theol. I.12 философ предлагает модель Боговоплощения, в рамках которой душа Христа, с одной стороны, отвечает за единство человеческой природы, а с другой, является в ней тем, что в большей степени «похоже» на божественную природу во Христе. При этом душа Христа является индивидуумом человеческой природы, понимаемой максимально отвлеченно, то есть чисто логически. Душа подражает Богу своей ролью в структуре боговоплощения - только на более нижнем уровне, и является единицей абстрактной человеческой природы. Наконец, в Theol. I.25 византийский мыслитель показывает, что душа Христа подобна душе Адама, но не душе любого человека, поскольку Христос получил от Бога не то «дуновение», то есть не ту душу, которую получает человек после грехопадения. При этом сущностными характеристиками этой души являются чистота и боговидность.

Ключевые слова:

Михаил Пселл Максим Исповедник Григорий Богослов христология душа тело боговоплощение Michael Psellus Maximus the Confessor Gregory the Theologian christology soul body incarnation

Рубрики:

Социология религии
Социология культуры



Возможно, вам будут интересны другие публикации: