Учение Михаила Пселла о душе Христа и богоообщении Щукин Т.А.Учение Михаила Пселла о душе Христа и богоообщении // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2023. – Т. 24, № 3-1. – С. 206-216.ISSN 1819-2777DOI: 10.25991/VRHGA.2023.3.3.051РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=59942799Размещена на сайте: 22.11.24 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Щукин Т.А. Учение Михаила Пселла о душе Христа и богоообщении // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2023. – Т. 24, № 3-1. – С. 206-216. DOI: 10.25991/VRHGA.2023.3.3.051.Shchukin T.A. The Teaching of Michael Psellus on the Soul of Christ and Communion with God. Journal of the Russian Christian Academy for the Humanities. 2023. Vol. 24. No. 3-1. Pp. 206-216. DOI 10.25991/VRHGA.2023.3.3.051. EDN WVRHTW. DOI: 10.25991/VRHGA.2023.3.3.051.АннотацияДанная статья посвящена учению Михаила Пселла о душе Христа и той роли, которую она играет в богообщении и человеческом спасении. Разбираются три фрагмента из богословских сочинений Михаила Пселла (Theologica), посвященных христологии, и в которых более или менее развернуто говорится о душе Христа. К анализу привлекаются сочинения Максима Исповедника, на которые в двух случаях опирался Михаил Пселл. В Theol. I.43 Михаил Пселл говорит о том, что отношения человека со Христом имеют исключительно душевно-интеллектуальный характер, исключающий любое телесное соединение с Ним. В Theol. I.12 философ предлагает модель Боговоплощения, в рамках которой душа Христа, с одной стороны, отвечает за единство человеческой природы, а с другой, является в ней тем, что в большей степени «похоже» на божественную природу во Христе. При этом душа Христа является индивидуумом человеческой природы, понимаемой максимально отвлеченно, то есть чисто логически. Душа подражает Богу своей ролью в структуре боговоплощения - только на более нижнем уровне, и является единицей абстрактной человеческой природы. Наконец, в Theol. I.25 византийский мыслитель показывает, что душа Христа подобна душе Адама, но не душе любого человека, поскольку Христос получил от Бога не то «дуновение», то есть не ту душу, которую получает человек после грехопадения. При этом сущностными характеристиками этой души являются чистота и боговидность.Ключевые слова:Михаил Пселл Максим Исповедник Григорий Богослов христология душа тело боговоплощение Michael Psellus Maximus the Confessor Gregory the Theologian christology soul body incarnation Рубрики: Социология религииСоциология культурыВозможно, вам будут интересны другие публикации:Щукин Т. А.Михаил Пселл и Максим Исповедник как толкователи Григория Богослова: гносеологический аспект // Vir hermeneuticus: Сборник статей к 60-летию профессора Р. В. Светлова / Под ред. Л. Е. Артамошкиной, И. Г. Гурьянова, Д. С. Курдыбайло, А. А. Синицына. — СПб.: МОО «Платоновское философское общество», Издательство РХГА, 2024. С. 211-228.Щукин Т. А., Щербаков М.И.Максим Исповедник и Михаил Пселл как толкователи Григория Богослова: триадологический аспект // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 3: сборник статей / Отв. ред. О. Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — С. 376-391.Щукин Т. А.Учение Михаила Пселла о внешнем уме (θύραθεν νοῦς) в поздневизантийском контексте // Платоновские исследования. 2023. Т.19. № 2. С. 159-186.Щукин Т. А.Михаил Пселл в новейших исследованиях (2021–2023 ) // Библия и христианская древность. 2023. № 3 (19). С. 126–142.Щукин Т. А.Лики Эроса: любовь и богообщение в понимании Михаила Пселла и Симеона Нового Богослова // SCHOLE. Философское антиковедение и классическая традиция. 2024. Т. 18. № 2. С. 996-1010.