Роль семьи в выборе профессиональной стратегии молодёжью
Иванова Е.Ю., Колесникова Е.Ю., Мансуров В.А., Семенова А.В.
Роль семьи в выборе профессиональной стратегии молодёжью // Россия реформирующаяся : ежегодник : вып. 22 / Отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2024. – С. 86-113.
Глава из книги: Россия реформирующаяся : ежегодник : вып. 22 / Отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2024. – 432 с.
ISBN 978-5-89697-432-1
DOI: 10.19181/ezheg.2024.4
Размещена на сайте: 26.11.24
Ссылка при цитировании:
Аннотация
В статье рассмотрены некоторые аспекты влияния семьи на выбор молодёжью образовательной и профессиональной стратегии. Актуальность исследования обусловлена прежде всего формирующейся государственной политикой поддержки семей, обеспечивающей «сохранение преемственности семейных традиций в целом и традиционных семейных ценностей в частности» [Семья как ценность, 2024]. Исследование направлений взаимодействия поколений в процессе выработки и реализации воспитательной, профессиональной и образовательной стратегии семьи рассматривается с точки зрения эффективных и деструктивных практик внутрисемейного взаимодействия. Оценка существенности влияния семьи на карьерную реализацию младшего поколения анализируется с позиций социума, представителей профессиональных династий, родителей и детей. Таким образом, ценностная функция семьи представлена в многоаспектном и многофункциональном поле. Информационной базой исследования послужило законодательство Российской Федерации, материалы экспертных интервью с представителями профессиональных династий; данные анкетирования студентов вузов Российской Федерации, а также данные опросов, проведённых ведущими социологическими центрами; материалы интернет-форумов по теме исследования и др. Были выявлены и систематизированы преимущества семейной профессиональной преемственности (репутационный ресурс, символический и культурно-профессиональный капитал), а также её негативные проявления (непотизм, внутрисемейный авторитаризм); оценены особенности восприятия профессиональной династийности социумом; представлены подтверждения мотивов молодёжи на самостоятельное принятие решений с опорой на способности и личностные качества в условиях межпоколенного семейного конфликта или в условиях взаимопонимания и сотрудничества с учётом современных научно-технических и социально-экономических реалий.
Ключевые слова:
династия профессиональная семейная преемственность способности образовательная стратегия культурный капитал символический капитал семья поколения студент dynasty professional family succession abilities educational strategy cultural capital symbolic capital family generations studentРубрики:
Социология семьиВозможно, вам будут интересны другие публикации:
- Валиахметов Р. М., Туракаев М. С.
Профессиональная династия как ресурс человеческого капитала и образовательной стратегии населения // Вестник ВЭГУ. 2019. №2(100). С. 20-29. - Попова И. П.
Professional Choice: The Influence of the Cultural Resources of the Families of Russian Specialists // Russian Education and Society. 2014. Vol. 56. No. 10. P. 3-23. - Прошкова З. В.
Концепция «человеческого капитала» в изучении городских высокорейтинговых школ // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: VIII междунар. науч.-практ. конф.: сб. ст. / отв. ред. Н.М. Космачева. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2018. – С. 79-87. - Gurko T.A. The reproductive plans of married couples and the factors that influence them. Sociological Research 54(2):146-160 March 2015 DOI: 10.1080/10610154.2015.1082365
- Прошкова З. В.
Семейные и культурные ресурсы, влияющие на поступление абитуриента в университет // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2020. No4. https://sfk-mn.ru/PDF/06SCSK420.pdf.