Выбор вуза и роль доверия в решении проблемы неопределённости Константиновский Д.Л., Кузнецов И.С.Выбор вуза и роль доверия в решении проблемы неопределённости // Россия реформирующаяся : ежегодник : вып. 22 / Отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2024. – С. 114-145.Глава из книги: Россия реформирующаяся : ежегодник : вып. 22 / Отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2024. – 432 с.ISBN 978-5-89697-432-1DOI: 10.19181/ezheg.2024.5Размещена на сайте: 26.11.24Текст статьи.Ссылка при цитировании:Константиновский Д.Л., Кузнецов И.С. Выбор вуза и роль доверия в решении проблемы неопределённости // Россия реформирующаяся : ежегодник : вып. 22 / Отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2024. – С. 114-145. DOI: 10.19181/ezheg.2024.5.АннотацияСтатья посвящена прояснению роли доверия при выборе молодыми людьми образовательной организации. В социологии образования подобная проблематика изучается при помощи различного теоретического фокуса: мотивации, неравенства, траекторий, статуса и прочего. Необходимо дополнить исследование рассмотрением проблематики посредством призмы доверия. Выбор образовательной организации сопряжён с неопределённостью, непрозрачностью, ошибочными решениями, которые не позволяют адекватно оценить процесс и содержание обучения, перспективы трудоустройства и т. п. Это также может привести и приводит к потере различных ресурсов (экономических, социальных и др.), к разочарованию студентов, к пропуску занятий, к прерыванию учёбы и т. п. Редукция неопределённости или комплексности является основной функцией доверия (Н. Луман). Иными словами, данный феномен оказывается средством, которое позволяет уменьшить неопределённость и увеличить вероятность оправдания благоприятных ожиданий относительно поступления в конкретный вуз. Причём можно говорить о двух моделях доверительного поведения – обоснованном, сформированном на основе «знания», и необоснованном (менее обоснованном), опирающимся на «веру». На эмпирическом материале показано, что для первой модели, в отличие от второй, в большей степени характерно получение более всесторонней и содержательной информации. Кроме того, при выборе вуза молодые люди, ожидающие получить главным образом качественное образование, чаще прибегают к обоснованному доверительному поведению. Те же, кто свои ожидания в первую очередь связывают с получением диплома об образовании, преимущественно опираются на менее обоснованное.Ключевые слова:доверие студенты выбор образовательной организации высшее образование trust students choice of educational organization higher education Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Кузнецов И. С.Доверие как способ выбора образовательной траектории в условиях неопределенности // Высшее образование в российских регионах: вызовы XXI века: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (17 сентября 2018 г., УрФУ, Екатеринбург) [Электронный ресурс] / отв. ред. Г.Е. Зборовский, П.А. Амбарова. – Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2018. С. 236-240. (CD ROM).Кузнецов И. С.Высшее и среднее профессиональное образование: роль доверия в формировании образовательной и профессиональной траектории // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 4. С. 123–143.Кузнецов И. С.Всегда ли доверие приводит к устойчивому согласию в сфере высшего образования? // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. 2019. Вып. 4. С. 334-351.Кузнецов И. С.Выбор вуза при формировании образовательной траектории: исследование с помощью социологической категории «доверие»: автореф. дисс. к.соц.н. [Электронный ресурс] // Официальный портал ФНИСЦ РАН [веб-сайт] - 2021. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=9372D. L. Konstantinovskii & E. S. Popova (2016) Youth, the Labor Market, and the Expansion of Higher Education. Sociological Research 55:4, 245-261.