Инструмент массового опроса: логика и практика конструирования: [монография] Черныш М.Ф.Инструмент массового опроса: логика и практика конструирования: [монография] / М. Ф. Черныш; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2024. – 304 с.ISBN 978-5-89697-430-7DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-430-7.2024Размещена на сайте: 27.11.24Текст книги.Ссылка при цитировании:Черныш М.Ф. Инструмент массового опроса: логика и практика конструирования: [монография] / М. Ф. Черныш; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2024. – 304 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-430-7.2024.АннотацияВ монографии исследуется процесс создания инструмента массового опроса — от теоретического конструирования, разработки системы показателей и гипотез до формулировок вопросов и их тестирования в ходе пилотажа и претестинга. Создавая инструмент опроса, социолог решает целый ряд сложных задач разного уровня, каждая из которых побуждает к методологической и методической рефлексии. В этом процессе исследователь полагается на имеющееся у него систематическое знание о том, как влияют на получаемые результаты ограничения, относящиеся к той социальной среде, в которой проводится опрос, и сложившиеся в современной науке практики их преодоления. Монография адресована социологам, занятым проведением массовых опросов, но, кроме того, может представлять интерес для тех, кого интересует состояние современной общественной науки и возможные пути её развития.Ключевые слова:массовый опрос создание инструмента социологические парадигмы социологическая теория гипотезы исследования социальная желательность принципы шкалирования пилотаж сетевой опрос Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеСОДЕРЖАНИЕ Введение................................................................................................. 5 Теоретическая основа (дизайн) исследования.................................. 12 Что мы знаем о социальной реальности?......................................... 12 От макросоциологии к микромиру...................................................... 17 Социологические парадигмы............................................................. 20 Конфликтологическая (марксистская) парадигма........................... 24 Структурно-функциональная парадигма......................................... 26 Конструктивистская парадигма........................................................ 30 Феноменологическая парадигма..................................................... 34 Активистская парадигма.................................................................. 36 Мультипарадигмальный подход Ритцера-Ядова........................... 39 Теории среднего уровня (методологический индивидуализм)............................................... 52 Социологическая теория и гипотезы исследования..................... 61 Возможные источники идей............................................................ 75 От теории к показателям................................................................ 79 Создание анкеты: от гипотез и показателей к исследовательскому инструменту............................................. 101 Типы вопросов: факты и оценки.................................................. 101 Установки, ценности и возможность прогнозировать поведение................................ 104 Пределы компетентности респондента..................................... 119 Пределы памяти.......................................................................... 125 Социальная желательность и политическая манипуляция.................................................... 150 Социальная желательность и «программирующие» вопросы............................................... 161 «Спираль молчания» Элизабет Нойман.................................. 172 «Чувствительные» вопросы...................................................... 181 Правила постановки вопроса..................................................... 202 Говорить простым, доступным языком....................................... 202 Видеть в респонденте другого..................................................... 204 Избегать (по возможности) понятий, допускающих множественное толкование.................................... 206 Снимать языковые слои.................................................................. 207 Длина вопроса.................................................................................. 209 Всегда ли охотнику нужна «двустволка»?....................................... 212 Шкалы................................................................................................. 216 Типы шкал........................................................................................... 216 Номинальная шкала........................................................................... 216 Порядковая шкала.............................................................................. 219 Midpoint................................................................................................ 222 Ставить или не ставить «Затрудняюсь ответить»............................ 224 Принципы шкалирования в вопросах анкеты................................... 229 Дизайн анкеты и расположение вопросов: основные правила............................................................................... 237 Схема расположения вопросов.......................................................... 237 Ограничения длительности и дизайн инструмента........................... 239 Комфортность работы с инструментом.............................................. 241 Способность задавать четкие ориентиры.......................................... 242 Минимизация доли неответивших....................................................... 243 Нейтрализация смысловых помех....................................................... 245 Дорожные знаки маршрутизации.......................................................... 252 Открытые и закрытые вопросы............................................................. 258 Пилотаж и претест................................................................................... 265 Тип исследования и дизайн инструмента.............................................. 273 Телефонный опрос................................................................................... 274 Сетевой опрос........................................................................................... 282 Онлайн-интервью с использованием целевой выборки........................ 282 Репрезентативное интернет-исследование............................................ 283 Заключение................................................................................................ 287 Список литературы.................................................................................... 288 Сведения об авторе .............................................................................. 301Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Современное состояние и перспективы развития гражданской культуры в российском обществе / Отв. ред. М. Ф. Черныш. – М.: Российское общество социологов. 2015. – 160 с.Худякова М.В., Андрианова Е. В., Овчинникова Д.С.Информационно-сетевые технологии в повседневных практиках современных пенсионеров // XXII УРАЛЬСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ. Национальные проекты и социально-экономическое развитие Уральского региона: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 17–18 марта 2020 г.) / [под общ. ред. Ю. Р. Вишневского, М. В. Певной]; Мин-во науки и высш. образования РФ. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. С. 485-489.Браславский Р. Г.Введение. Социологическая программа цивилизационного анализа // Цивилизационное многообразие современного мира : [монография] / Й. Арнасон, Р. Г. Браславский, Ю. В. Веселов [и др.] ; отв. ред. Р. Г. Браславский, А. В. Малинов ; ФНИСЦ РАН. — М. ; СПб. : ФНИСЦ РАН, 2024. C. 11-25.Гофман А. Б.Традиция, солидарность и социологическая теория. Избранные тексты. Москва: Новый Хронограф, 2015. 496 с.Щербина В. В.Проблема дозирования социальных изменений и предмет социологии управления // Личность. Культура. Общество. 2021. Том XXIII. Вып. 3 (111). С. 46-56.