В монографии исследуется процесс создания инструмента массового опроса — от теоретического конструирования, разработки системы показателей и гипотез до формулировок вопросов и их тестирования в ходе пилотажа и претестинга. Создавая инструмент опроса, социолог решает целый ряд сложных задач разного уровня, каждая из которых побуждает к методологической и методической рефлексии. В этом процессе исследователь полагается на имеющееся у него систематическое знание о том, как влияют на получаемые результаты ограничения, относящиеся к той социальной среде, в которой проводится опрос, и сложившиеся в современной науке практики их преодоления. Монография адресована социологам, занятым проведением массовых опросов, но, кроме того, может представлять интерес для тех, кого интересует состояние современной общественной науки и возможные пути её развития.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................................. 5
Теоретическая основа (дизайн) исследования.................................. 12
Что мы знаем о социальной реальности?......................................... 12
От макросоциологии к микромиру...................................................... 17
Социологические парадигмы............................................................. 20
Конфликтологическая (марксистская) парадигма........................... 24
Структурно-функциональная парадигма......................................... 26
Конструктивистская парадигма........................................................ 30
Феноменологическая парадигма..................................................... 34
Активистская парадигма.................................................................. 36
Мультипарадигмальный подход Ритцера-Ядова........................... 39
Теории среднего уровня (методологический индивидуализм)............................................... 52
Социологическая теория и гипотезы исследования..................... 61
Возможные источники идей............................................................ 75
От теории к показателям................................................................ 79
Создание анкеты: от гипотез и показателей к исследовательскому инструменту............................................. 101
Типы вопросов: факты и оценки.................................................. 101
Установки, ценности и возможность прогнозировать поведение................................ 104
Пределы компетентности респондента..................................... 119
Пределы памяти.......................................................................... 125
Социальная желательность и политическая манипуляция.................................................... 150
Социальная желательность и «программирующие» вопросы............................................... 161
«Спираль молчания» Элизабет Нойман.................................. 172
«Чувствительные» вопросы...................................................... 181
Правила постановки вопроса..................................................... 202
Говорить простым, доступным языком....................................... 202
Видеть в респонденте другого..................................................... 204
Избегать (по возможности) понятий, допускающих множественное толкование.................................... 206
Снимать языковые слои.................................................................. 207
Длина вопроса.................................................................................. 209
Всегда ли охотнику нужна «двустволка»?....................................... 212
Шкалы................................................................................................. 216
Типы шкал........................................................................................... 216
Номинальная шкала........................................................................... 216
Порядковая шкала.............................................................................. 219
Midpoint................................................................................................ 222
Ставить или не ставить «Затрудняюсь ответить»............................ 224
Принципы шкалирования в вопросах анкеты................................... 229
Дизайн анкеты и расположение вопросов: основные правила............................................................................... 237
Схема расположения вопросов.......................................................... 237
Ограничения длительности и дизайн инструмента........................... 239
Комфортность работы с инструментом.............................................. 241
Способность задавать четкие ориентиры.......................................... 242
Минимизация доли неответивших....................................................... 243
Нейтрализация смысловых помех....................................................... 245
Дорожные знаки маршрутизации.......................................................... 252
Открытые и закрытые вопросы............................................................. 258
Пилотаж и претест................................................................................... 265
Тип исследования и дизайн инструмента.............................................. 273
Телефонный опрос................................................................................... 274
Сетевой опрос........................................................................................... 282
Онлайн-интервью с использованием целевой выборки........................ 282
Репрезентативное интернет-исследование............................................ 283
Заключение................................................................................................ 287
Список литературы.................................................................................... 288
Сведения об авторе .............................................................................. 301