Социология кино: нарративные оценки зрительских практик
Андрианова Е.В., Давыденко В.А.
Социология кино: нарративные оценки зрительских практик // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 3. С. 824–839.
ISSN 2313-2272
DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-3-824-839
EDN: GBWWLU
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=73524132
Размещена на сайте: 10.12.24
Текст статьи на сайте журнала URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/41185/23960 (дата обращения 10.12.2024)
Ссылка при цитировании:
Andrianova E.V., Davydenko V.A. Sociology of cinema: narrative assessments of spectator practices. Bulletin of RUDN. Series: Sociology. 2024. Vol. 24. No. 3. Pp. 824–839. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-3-824-839. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-3-824-839.
Аннотация
Актуальность рассматриваемой проблематики обусловлена тем, что, во-первых, ведущие социологи, изучающие кино, указывают на резкое сокращение числа эмпирических исследований вследствие «отсутствия должной информационно-социологической поддержки российского кинематографа» [3. С. 74; 22. С. 152]; во-вторых, продолжается нарративный поворот, «подчеркивающий текстовую природу всех социальных практик» [24. С. 48] и темпоральные характеристики кино. Авторы, проведя опросы посетителей кинотеатров Тюмени по заказу их владельцев весной 2024 года (N = 2502), анализируют нарративные оценки кино-зрительских практик на основе риторически-функционалистской теории нарративности [19] и других научных подходов. Были опрошены три группы респондентов: две целевые выборки по полу, возрасту, уровню дохода и месту проживания (582 человек на территории кинотеатров методом личного интервью; 438 человек из клиентской базы кинотеатров методом телефонного интервью), 1462 жителя Тюмени — выборка была стратифицирована по полу и возрасту с учетом характеристик целевой аудитории кинотеатров. Также был использован сравнительно-исторический метод анализа нарративов — собранных данных с материалами по сходной тематике, полученными Э. Альтенло 110 лет назад [11; 12]. В статье представлены эмпирические данные с результатами их содержательного анализа, включающего как строгие формальные процедуры, так и основанный на систематизации специальной литературы и медиадискурсов. Авторы делают следующие выводы: во-первых, особенно популярными для мас¬сового зрителя становятся фильмы, которые отсылают к известным сюжетам, любимым героям и актуальным нарративам; во-вторых, новые интерпретации старых историй стали ключевыми факторами развития современной киноиндустрии, которая во многом жертвует смысловой наполненностью кинотекста в угоду современным эстетическим технологиям кинопроизводства.
Ключевые слова:
социология кино социология фильма нарративный анализ зрительские практики кинематограф кинофильм cinematic sociology sociology of film narrative analysis moviegoer practices cinema movieРубрики:
Социология культурыРегиональная социология
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Левченко Н. В.
Кинематограф в регионах РФ: советские киностудии и современное состояние // Социология. 2023. № 5. С. 183-194. - Левченко Н. В., Роговая А. В.
Региональное кино: социальная реальность или миф? // Мониторинг правоприменения. 2023. № 4 (49). С. 81-90. - Маршак А. Л.
Социология культуры: пути научного становления (1968-2018гг) // Вестник РУДН. Серия: СОЦИОЛОГИЯ. 2019. Т. 19. No 2. С. 313—321. - Дубровин В. Л.
Художественно-игровой контент как инструмент «мягкой силы» в условиях гибридной войны против российского общества // Знание. Понимание. Умение. 2024. № 1. С. 210-224. - Гуляев С. Б.
Новый «женский ракурс» в кино в контексте гендерного дисбаланса в кинематографическом искусстве // Общество. Среда. Развитие. 2024. № 3 (72). С. 40-49.