Государственные языки республик России: статус de jure и de factо. На примере республик Южной Сибири Паин Э.А., Мижит-Доржу В.Ш.Государственные языки республик России: статус de jure и de factо. На примере республик Южной Сибири // Информационно-аналитический бюллетень (ИНАБ). Межэтнические отношения, идентификационные и интеграционные процессы в период социальных трансформаций. 2024. № 1. С. 42–53.Глава из книги: Информационно-аналитический бюллетень (ИНАБ). Межэтнические отношения, идентификационные и интеграционные процессы в период социальных трансформаций. 2024. № 1. 132 с.ISBN 978-5-89697-437-6DOI: 10.19181/INAB.2024.1.4Размещена на сайте: 26.12.24 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Паин Э.А., Мижит-Доржу В.Ш. Государственные языки республик России: статус de jure и de factо. На примере республик Южной Сибири // Информационно-аналитический бюллетень (ИНАБ). Межэтнические отношения, идентификационные и интеграционные процессы в период социальных трансформаций. 2024. № 1. С. 42–53. DOI: 10.19181/INAB.2024.1.4.АннотацияВ статье анализируются законодательные нормы, регулирующие использова-ние государственных языков республик и административные практики в этой сфере в трёх республиках Южной Сибири – Алтай, Тыва (Тува) и Хакасия. Сопоставление языкового законодательства с республиканскими административными практиками показало, что реальная языковая политика в республиках подчинена инерционным процессам в демографическойи языковой сферах. В условиях продолжающегося в течение нескольких десятилетий снижения численности некоторых титульных этносов (например, хакасского) местные власти ослабляют усилия по сохранению этнических языков, в том числе и имеющих формальный статус государственного языка республики. Практики сохранения и расширения сфер применения этнических языков, проявляются только там, где инерционные демографические процессыобусловливают рост численности титульного этноса (Республика Тыва). Авторы приходят к выводу, что в условиях господства инерционных процессов статус государственных языков республик зачастую является сугубо формальным, а заявленные государством цели сохранения языкового многообразия России трудно реализуемыми, поэтому предлагают определённуюкорректировку практик реализации языковой политики.Ключевые слова:языковая политика этническая политика угрозы языкам языковое разнообразие коренные народы language policy ethnic policy threats to languages linguistic diversity indigenous peoples Рубрики: ЭтносоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Паин Э. А., Мижит-Доржу В.Ш.Политика сохранения языкового многообразия в России: декларируемые цели и реальная практика. Случай республик Южной Сибири // Мир России. 2024. Т. 33. № 4. С. 66–93.Паин Э. А.Позитивное выравнивание в языковой политике: «за» и «против». Опыт СССР, современной России и других государств // Вопросы теоретической экономики. 2024. № 3. С. 151–170.Arutyunova E., Zamyatin K. An Ethnolinguistic conflict on the compulsory learning of the state languages in the republics of Russia: policies and discourses. The international Journal of Human Rights, 2020, Published online: 07 Oct 2020. https://doi.org/10.1080/13642987.2020.1804368Арутюнова Е. М.Язык в межэтнических отношениях и проблемы образования (на примере Татарстана) // Slavica Helsingiensia. 2019. № 52. С. 152-159.Арутюнова Е. М.Модели языковой политики в образовании в разных странах мира // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов [Электронный ресурс]: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В.А. Мансуров; ред. Е.Ю. Иванова. – Москва: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 3589-3592. 1 электрон. опт. диск 12 см. (CD-ROM)