Образовательные стратегии студенчества в условиях цифровизации
Великая Н.М., Ирсетская Е.А., Нархов Д.Ю., Нархова Е.Н.
Образовательные стратегии студенчества в условиях цифровизации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2024. Т. 17. № 6. С. 260–278.
ISSN 1998-0698
DOI: 10.15838/esc.2024.6.96.14
EDN: VDCZIY
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=79490897
Размещена на сайте: 05.01.24
Текст статьи на сайте журнала URL: http://esc.vscc.ac.ru/article/30178/full?_lang=ru (дата обращения 05.01.2025)
Ссылка при цитировании:
Velikaya N.M., Irsetskaya E.A., Narkhov D.Yu., Narkhova E.N. Educational strategies of students in the context of digitalization. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2024. Vol. 17. No. 6. Pp. 260–278. DOI: 10.15838/esc.2024.6.96.14. DOI: 10.15838/esc.2024.6.96.14.
Аннотация
Цифровизация образования оказывает серьезное воздействие на характер трансформации процесса обучения и взаимодействия всех участников образовательного процесса. Однако эти изменения имеют региональную специфику, связанную с неравномерным характером цифровизации субъектов Российской Федерации и особенностями интеграции цифровых методов различными образовательными центрами. При этом меняющиеся смыслы и ценности образования актуализируют задачу выявления и описания образовательных стратегий современной студенческой молодежи, а также мотивации, определяющей образовательные стратегии. Исследование основывается на данных опросов, проведенных ИСПИ ФНИСЦ РАН в 2021 и 2023 гг. Для статьи были использованы массивы трех крупных образовательных центров (Москвы, Екатеринбурга и Иркутска). Авторы уточняют влияние, которое оказал на образовательный процесс вынужденный опыт дистанционного обучения, вызванный пандемией COVID-19, показывают, что ускоренный процесс перехода на новые образовательные практики осуществлялся неравномерно, что отражают региональные различия в оценке онлайн-форматов обучения. Отмечено, что в основе образовательных стратегий студентов лежит понимание категории жизненного успеха. Профессионализм является значимой составляющей жизненного успеха для современной молодежи. В ходе анализа данных выявлены две основные стратегии достижения жизненного успеха. Первая стратегия предполагает высокую значимость интеллекта как ключевой составляющей достижения успеха и благосостояния независимо от выбранной сферы деятельности. Вторая стратегия предполагает опору на высокий уровень развития профессиональных данных и компетенций в избранной профессиональной среде. Эмпирические данные продемонстрировали более высокий уровень владения базовыми цифровыми навыками среди студентов Москвы. Вектор оценок смещен от столицы к периферии. Такая же ситуация наблюдается в отношении оценок студентами навыков, связанных с личностными характеристиками и безопасностью. Полученные выводы могут стать фундаментом в процессе разработки и внедрения инструментов коррекции системы управления высшей школой на пути модернизационных процессов, связанных с повсеместным внедрением информационных технологий.
Ключевые слова:
студенчество преподаватели вузов образовательные стратегии цифровизация образования дистанционное образование цифровая грамотность опыт пандемии students university professors educational strategies digitalization of education distance education digital literacy pandemic experienceРубрики:
Социология образованияРегиональная социология
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Chernikova, A.A. Foreign Students’ Satisfaction of Russian Educational Environment in 2019. Contemporary Problems of Social Work. 2020. Vol. 6. No. 2 (22). P. 44–50.
- Rostovskaya T.K., Maksimova A.S., Mekeko N.M., Fomina S.N. Barriers to Students Academic Mobility in Russia. Universal Journal of Educational Research, 2020, 8(4): 1218-1227.
- Попова Е. С.
Мотивация к образованию: выпускники школ перед выбором // Грани российского образования. М.: Центр социологических исследований, 2015. С. 306 - 326. - Чередниченко Г. А.
Особенности образовательных стратегий сельской молодежи // Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования [монография] / Д.Л. Константиновский, М.А. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г.С. Гончарова, В.Г. Костюк, Е.С. Попова, Г.А. Чередниченко. — М. : ЦСП и М, 2015. — С. 210-229. - Galina, Cherednichenko (2019). Educational Tracks Of Russian Youth In System Of Education (On State Statistics 2000-2017). Advances in Social Sciences Research Journal, 6(3) 366-382.