Либеральное моральное сообщество и идеал нравственного совершенства: фигура Христа в социальной метафизике Канта



Ноговицин О.Н.
Либеральное моральное сообщество и идеал нравственного совершенства: фигура Христа в социальной метафизике Канта // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 4: сборник статей / Отв. ред. О. Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2024. С. 145-167.
ISBN 978-5-907855-76-2
DOI: 10.31119/berst.2024.4.10

Размещена на сайте: 12.01.25

Текст статьи на сайте СИ РАН - филиала ФНИСЦ РАН URL: https://socinst.ru/publications/socpractices2024/article10/ (дата обращения 12.01.2025)


Ссылка при цитировании:

Ноговицин О.Н. Либеральное моральное сообщество и идеал нравственного совершенства: фигура Христа в социальной метафизике Канта // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 4: сборник статей / Отв. ред. О. Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2024. С. 145-167. DOI: 10.31119/berst.2024.4.10.
Nogovitsin O.N. The Liberal Moral Community and the Ideal of Moral Perfection: The Figure of Christ in the Social Metaphysics of Kant. In: Byzantium, Europe, Russia: social practices and the interrelationship of spiritual traditions. Issue 4: Collection of Papers / Ed. by O.N., Nogovitsin; SI FCTAS RAS. St. Petersburg: Publishing House of the Russian Christian Academy for the Humanities. P. 145-167. DOI: 10.31119/berst.2024.4.10.

Аннотация

Кантовская теория морали и ее импликации в учениях о праве и религии отмечают место трансцендентального переворота в философском мышлении, эффектом которого стало обращение к человеческой практике как форме осуществления исторического процесса. На основе своей теории морали Кант преобразовал мотивы просвещенческой критики религии и позднефеодального общества, придав исходившему от нее интеллектуальному и общественно-политическому импульсу универсальное теоретическое обоснование. Согласно логике такого обоснования собственной формой бытия всякого социального объединения людей, основанного на добровольном подчинении принципам этого объединения, является моральное сообщество, которое должно быть преобразовано в форму институтов универсальной моральной религии. В свою очередь, их объединение в политическое сообщество, неизбежно организуемое посредством внешнего правового принуждения, должно приобрести когерентную моральной религии республиканскую форму правления. Однако в основе этой модели лежит апория, поскольку формирование этической общности невозможно на основе правового принципа сюзеренитета народа как законодателя. Законы такой моральной общности не могут прямо проистекать из воли законодателя, поскольку подчинение им в этом случае не было бы следствием свободного применения частной воли. В силу этого законодатель моральной общности, или моральной республики, может мыслиться только как Бог. Данное обстоятельство определяет интерес Канта к фигуре Христа, выражающей смысл опосредования между божественным законодательством и внутренним законодательством практического разума. В практической философии Канта Христос как олицетворение понятия об «идеале морального совершенства», таким образом, выступает условием взаимообращения морального сознания индивида и институциональных условий его бытия в качестве члена морального сообщества верующих в одного и того же Бога. В статье обсуждаются политико-правовые, религиозно-практические и эстетические аспекты этой идеи.

Ключевые слова:

Кант либерализм право теология идеал нравственного совершенства фигура Христа символ божественного сыновства Kant liberalism law theology ideal of moral perfection figure of Christ symbol of divine sonship

Оглавление

Рубрики:

История и теория социологии
Политическая социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: