Балибар без Альтюссера, или К вопросу о трансиндивидуальном субъекте
Ребров С.А.
Балибар без Альтюссера, или К вопросу о трансиндивидуальном субъекте // Вопросы философии. 2025. № 3. С. 91–98.
ISSN 0042-8744
DOI: 10.21146/0042-8744-2025-3-91-98
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=80402432
Размещена на сайте: 26.03.25

Ссылка при цитировании:
Rebrov, Sergey A. (2025) “Balibar without Althusser, or On the Question of the Transindividual Subject”, Voprosy filosofii, Vol. 3 (2025), pp. 91–98. DOI: 10.21146/0042-8744-2025-3-91-98.
Аннотация
В статье анализируются различные аспекты политической философии французского мыслителя Этьена Балибара. Особое внимание при этом уделяется его концепции трансиндивидуальности, которая в настоящее время является уникальным примером критического анализа социальной оппозиции между индивидуальной и коллективной формами идентичности. Закрепление дискурса о необходимости создания новой концепции эгалитарной свободы исторически совпало с отходом Балибара от альтюссерианских позиций. Автор предлагает проследить за эволюцией развития философии Балибара, начиная с его оригинальных интерпретаций текстов Маркса, Спинозы и Локка и заканчивая созданием собственных политико-философских понятий. В статье внимательно разбираются критические выпады со стороны Балибара в сторону других различных направлений в современной политической философии, в которых центральными темами становятся такие идеи, как гражданство и равенство. Дальнейшая критика Балибаром современного институционализма, согласно которому именно политические институты должны создавать политические права, привела его к необходимости описания идеи всемирного гражданства, не имеющего никаких ограничений, включая государственные границы. В то же время, как показано в статье, философская мысль Балибара остается противоречивой в связи с переплетением отдельных положений альтюссерианского подхода к истории мысли в рамках его собственной концепции с идеями теоретиков делиберативной демократии. Наконец, автор проводит сравнение мысли Балибара с идеями других теоретиков постмарксистского направления, указывая на многие неочевидные отличия. В частности, Балибар оказывается одним из немногих сторонников примата экономического фактора в отношении исследования общественных процессов, что сближает его с теоретиками классического марксизма. Таким образом, Балибар оказывается одним из редких современных философов, которого в достаточной степени сложно как-то классифицировать, что говорит обо всей сложности его мысли.
Ключевые слова:
Балибар трансиндивидуальность равенство равносвободие гражданство марксизм Спиноза Альтюссер Balibar transindividuality equality equaliberty citizenship Marxism Spinoza AlthusserРубрики:
Политическая теорияИстория политический учений
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Мухачев В. В.
«Вторая скрипка» Маркса. К 200-летию со дня рождения Фридриха Энгельса // Свободная мысль. 2020. № 5. С. 200-217. - Ребров С. А.
Альтюссеровская интерпретация политической философии Макиавелли // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2023. – Т. 24, № 2. – С. 77-84. - Ребров С. А.
Альтюссерианский подход к интерпретации политической теологии Жан-Жака Руссо // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2024. № 4 (115). C. 38-49. - Ребров С. А.
Политическая теология контингентности: читая материалистов с Карлом Шмиттом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2023. Т. 25. № 2. C. 308-318. - Мухачев В. В.
Уметь быть марксистом (к 150-летию со дня рождения товарища ЛЕНИНА) // Научный журнал «Дискурс-Пи». 2020. № 1 (38). С. 10–20.