Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учеб. пособие для студентов вузов Семенова В.В.Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учеб. пособие для студентов вузов / Институт социологии РАН: - М.: Добросвет, 1998. - 289 с.: ил. - Библиогр.: с. 231-240.ISBN 5-7913-0021-2Размещена на сайте: 31.03.10Текст монографии. Перепечатано с www.socioline.ru Введение Глава1 Глава2 Глава3 Глава4 Глава5 Глава 6Ссылка при цитировании:Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учеб. пособие для студентов вузов / Институт социологии РАН: - М.: Добросвет, 1998. - 289 с.: ил. - Библиогр.: с. 231-240.АннотацияКнига представляет собой первое в отечественной практике учебное пособие по качественной методологии. В первых главах формулируются постулаты "понимающей" социологии, ее концепции и модели мира. Сжатое изложение материала позволяет ориентироваться в теоретических понятиях, используемых в этой области, и применять их в практике исследования микропроцессов. Далее демонстрируются возможные стратегии эмпирического исследования, логика и порядок исследовательских операций при работе с качественными данными, а также методики их анализа. Учебное пособие содержит богатый информационно-методический блок, который включает словарь основных терминов, используемых в данной области, вопросы и задания в конце каждой главы, а также наиболее полный список литературы по данному направлению. Важным компонентом книги является образец полевого документа (биографическое интервью), которое используется в качестве методического материала при изложения курса, а также как материал для самостоятельной работы. Книга адресована студентам социологических специальностей и специалистам-практикам.Ключевые слова: качественные методы Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеТИТУЛ ВВЕДЕНИЕ О чем эта книга. На кого рассчитана данная книга. Что такое качественное исследование. Из чего состоит качественное исследование? Почему исследователи обращаются к качественным методам? Какие навыки необходимы для исследователя-качественника? Можно ли сочетать качественный и количественный методы? Кто проводит качественные исследования? Каковы разновидности качественных методов? I. МЕСТО В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Фокус интереса Модели социального мира. Объект исследования: индивиды как исполнители социальных ролей. Предмет исследования: социальные роли и их исполнение. Идеология исследования — гуманистический подход. Уровень анализа — микропроцессы. Язык исследования . Исследовательская стратегия Познавательные возможности Каков ракурс интереса? В чем смысл поисковой стратегии . Какие новые аспекты процесса могут быть изучены?. Каковы возможности применения качественной стратегии в нашем обществе? Вопросы для обсуждения Рекомендуемая литература II. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИШЕДШИЕ ИЗ РАЗНЫХ ТЕОРИЙ Теории социального действия. Символический интеракционизм. Драматургия социального мира. Феноменологическая традиция. Типизация социального мира. Этнометодология. Чикагская школа. Вопросы для обсуждения Рекомендуемая литература III. КЛАССИФИКАЦИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ Тактики качественного исследования Исследование отдельной общности— кейс-стади. Этнографическое исследование. Историческое исследование. История жизни. История семьи. Восхождение к теории или grounded theory. Методы и источники информации Наблюдение. Глубинное интервью. Метод фокус-группы. Анализ личных документов. Визуальные документы. Сферы применения Девиантология. Тендерные исследования. Социология личности. Социология культуры. Индустриальная социология. Социология политики. Социальная мобильность. Вопросы для обсуждения Рекомендуемая литература IV. ЛОГИКА ДЕЙСТВИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ В чем отличие логики качественного исследования от количественного? В каких случаях принимают решение о качественном исследовании проблемы?. В чем состоит предварительная подготовка к исследованию? Какова последовательность действий? Как ведет себя исследователь в поле? Какова роль социального контекста? Чем заканчивается исследование? Итак, что означает провести качественное исследование? Практические задания Рекомендуемая литература V. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАМЫСЛА В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ Определение проблемы исследования Выбор проблемы. Постановка общего вопроса. Подвопросы. Формулировка цели. Полевой этап исследования Выбор конкретных лиц. Поиска доступа и установления контакта. Обоснование количества случаев. Позиция исследователя в поле Интервью. Наблюдение. Хранение полевой информации Практические задания Рекомендуемая литература VI. ПЕРВИЧНОЕ ОПИСАНИЕ ТЕКСТОВЫХ ДАННЫХ Общие принципы аналитического описания Транскрипт и выбор единицы анализа текста Понятие плотного описания Первичное кодирование Открытое, осевое и выборочное кодирование Проверка надежности данных Триангуляция Практические задания Рекомендуемая литература VII. АНАЛИЗ ДАННЫХ И КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ Категории и субкатегории Метод аналитической индукции Восхождение к теории Способы теоретизирования в качественном исследовании Практические задания Рекомендуемая литература ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ В ПУБЛИКАЦИИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЕ:Рубрики: Методы сбора и анализа социологических данныхВозможно, вам будут интересны другие публикации:Давыдов А. А.Качественные исследования: перспективы развития// Официальный сайт ИC РАН. - 2008. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=1128Рождественская Е. Ю.Феминистский подход к интерпретации качественных данных: методы анализа текста, интеракции и изображения// Введение в гендерные исследования. Часть 1 / Под ред. И.Жеребкиной. Харьков ИГИ, С.-Петербург: Алетейя, 2001. С.197-237. , Савинская О. Б.Субъективность в качественном исследовании: новые подходы.// Социологические исследования. 2007. № 10. Стр. 122-131.Клюшкина-Савинская О.Б. Построение теории на основе качественных данных (из истории развития методологического направления)// Социологические исследования. 2000. №10Стрельникова А. В.Публичные выступления как жанр презентации результатов // Практики анализа качественных данных в социальных науках [Текст] : учеб. пособие / отв. ред. Е. В. Полухина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. С. 334-346.