Предлагаемая вниманию российских обществоведов книга «Все, но не каждый...» является переработанным и расширенным изданием, посвященным изучению общественного мнения. Два из них вышли в России в 1978 и 1993 гг. и ознакомили нашу общественность с теорией «спирали молчания», разрабатываемой видным немецким социологом Элизабет Ноэль-Нойманн. Без всякого сомнения, книга представляет собой интерес для всех, кто занимается исследованиями общественной жизни не только в нашей, но и в других странах. Книга подготовлена к печати в сотрудничестве с Томасом Петерсеном, работающим в Институте демоскопии, которым руководит Э.Ноэль-Нойманн.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ДЕМОСКОПИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ФРГ
Вступительная статья научного редактора 3
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ 19
ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ 24
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ПЕРЕРАБОТАННОМУ ИЗДАНИЮ С «ВВЕДЕНИЕМ В МЕТОДЫ ДЕМОСКОПИИ» 26
Примечания 35
Глава I. ОСОБЕННОСТИ И ОЦЕНКИ МЕТОДА ДЕМОСКОПИИ 36
Часто ли ошибаются исследователи мнений? 38
Алленсбахские прогнозы выборов в 1957-1998 гг. 40
Личность и признак 44
Распространение статистики - можно ли считать людей? 45
Сфера множественного и моральная статистика 46
Закон больших чисел и свобода воли человека 47
Появление опросов 50
Конфронтация с выборочным методом 51
Неприязнь к цифрам 54
Неприятное единообразие в статистической сфере 54
Человек как частица человеческого рода 55
Хорошее единственное число. Плохое множественное число 55
Поверхностна ли статистика? 57
Неправомерный перенос в сферу статистики едставлений, относящихся к сфере индивидуального 58
Демоскопия и массовая культура 58
Утрата целостности. 59
Хороший сидр? Конкретный случай ярче процентов 61
Сфера признаков: подход власть имущих, военачальников, бюрократии и социологов 63
Чтобы доказать, нужно считать 64
Высказывание обо всех не является казыванием о каждом 65
Примечания 66
Глава П. ДЕМОСКОПИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ 72
Другой подход: беседа и не беседа. 73
Интервьюер и респондент - самые слабые звенья в цепи 75
Радикальное разделение ролей исследователя и интервьюера 77
Стандартизация требует интенсивной подготовительной работы 86
Исследователь стесняется 90
Демоскопическое интервью - это эксперимент по выявлению реакций 92
Обращение в свою веру посредством интервью - дело легкое, но ненужное 96
Можно все население слышать, но нельзя со всем населением разговаривать 100
Примечания 101
Глава III. АНКЕТНЫЙ МЕТОД 104
Исследовательский (программный) вопрос и анкетный вопрос 104
Зная источники ошибок, лучше понимаем метод 107
Исследовательский вопрос «переводят» - анкетный вопрос формулируют 111
Говорят ли люди правду? 113
«Не интервьюер, а вопросник должен быть хитрым» 114
Создание анкеты 121
Структура и последовательность -«причесанная анкета» 129
«Благовоспитанная анкета» 131
Обучение в интервью: «Потом Вы спросите, почему?» 131
Сколько длится интервью? 133
«Глухой» интервьюер 135
«Открытый вопрос» - особенность обыденного разговора, он малопригоден для статистической обработки 135
Примеры методических решений в анкете 137
Открытый вопрос, ответ в цифрах 147
Списки, картинки, карты: когда телефон не работает 151
Прорыв в бессознательное 167
Интервьюер в качестве наблюдателя 180
Сотня ловушек 181
Пренебрежение к середине 195
Примечания 196
Глава IV. РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ ВЫБОРКА 203
Тайну Вы, конечно, сохраните 203
Математическая основа выборочного метода - «закон больших чисел» 204
Три статистических вывода и много формул 218
Уменьшенная модель 223
Границы «вселенной»: о ком судит исследователь? 223
Мнение всех благонравных 228
Почему иногда приходится опрашивать«не тех» людей? 229
Кого опрашивать? Выбор респондентов 230
Случайный метод или квоты 231
«Выбирает случай? Это легкомысленно» 231
Основные типы случайной выборки 232
Списки, картотеки или территориальный отбор 238
Инструкция интервьюера по отбору адресов 239
Выборки с логическими ошибками 246
Квотный метод 248
Репрезентативная и нерепрезентативная квотная выборка 249
Равные шансы для каждого 252
Недоразумения целенаправленного или сознательного отбора 253
Случайная и квотная выборка: за и против 256
Остается ли интервьюер на первом этаже? 267
Все время одни и те же люди: панельный метод 271
Сколько следует опросить респондентов? 275
Репрезентативен ли опрос менее 2000 респондентов? 276
Какова должна быть точность результатов? 277
Полугруппы: вилочный опрос 278
«Приукрашенный» избиратель? 280
«Опросы у выхода» 285
Первый встречный 286
Снежный ком, или цепочка и другие необычные методы выборки 287
Выносливые репрезентативные срезы 290
Телефонные опросы. 299
Письменные опросы 303
Примечания 305
Глава V. РАБОТА С ИНТЕРВЬЮЕРАМИ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПРОСОВ 313
Чем тщательнее отбор, тем легче обучение 313
Общительный педант 314
Как найти интервьюера? 318
Сеть представителей: негодный пример 321
Изучать метод, учитывая ошибки 322
«Люди Вас интересуют?» 324
Тест и тренировка одновременно 325
Централизованная или децентрализованная сеть интервьюеров. 327
«Азбука интервьюера». Техническая инструкция по проведению интервью 330
Взрослый сын фрау Петере: письмо интервьюеру о проблемах измерения 340
«Это мы объясним интервьюерам!» 345
Информация для всех интервьюеров 346
Руководство работой интервьюеров 353
Опросы на кухне и в квартире 355
Проблема подделок 359
Влияние интервьюера 362
Интервьюер на подготовительном этапе 364
Примечания 366
Глава VI. ПОДГОТОВКА ОПРОСНЫХ ДАННЫХ К ОБРАБОТКЕ 368
«Обратный перевод» 368
План кодирования 369
План кодирования создается в два этапа 370
Семь правил группировки открытых вопросов 373
Категории надежды: план кодирования 380
Кодирование количественных данных 383
Глава VII. ОБРАБОТКА ОПРОСНЫХ ДАННЫХ И ИХ АНАЛИЗ 385
Одномерная базовая таблица: «Вы обычно быстро засыпаете?» 385
Почему результаты обычно выражаются в процентах 387
Связь двух чисел 391
Абсолютные величины: помеха и необходимость 393
Когда сумма процентов больше 100 397
Анализируется засыпание 399
Переход от двухмерной таблицы к трехмерной - один из важнейших шагов 401
«Возраст - константа» 402
Ложная корреляция: ловушки при анализе (5) 405
Портит ли телевизор зрение? 409
Поиски мешающего фактора 413
«Объясняющая корреляция» помогает застраховать. 415
Какой из двух факторов наиболее влиятелен? 416
Может ли что-то совпадать и быть ложной корреляцией? Схема определения 417
Третий случай: условные корреляции. 418
Как группировать материал для обработки? 419
Муж экономный, жена экономная: анализ окружения и другие классификации, которые выходят за рамки личности 420
Оценка вдоль и поперек: прочесывание опросного материала в разных направлениях 425
Пять ключевых понятий: непротиворечивость, надежность, достоверность, аккуратность, точность 430
«Солнце всходит, потому что кузнечики стрекочут» 433
Первый шаг: поиски скрытых статистических затруднений 433
Примечания 434
Глава VIII. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ 437
Изучение причинных связей 442
Можно ли при помощи статистики все доказать? 443
Поиск статистически сравнимых групп для анализа в исследовательской концепции 444
«Полевой» эксперимент в социальном исследовании 451
Вилочный опрос как самая распространенная форма статистических экспериментов 472
Пример эксперимента с объявлением 451
Испытание воздействия слов и аргументов. 453
Пример эксперимента с товаром 456
Преимущества панельного метода для анализа процесса 457
Трендовые наблюдения рассчитаны на десятилетия 467
Стирается ли картина? Эксперименты со временем 470
Исследование мотивов 471
Фаза поиска и фаза доказательства 474
Исследование мотивов, основанное на изучении людей и признаков 477
Анализ единичного случая. 478
Перечень покупок с «Нескафе» - классика статистического изучения мотивов 480
Молодой человек с сигаретой: о курении при изучении мотивов курения не говорят 481
Корреляционный анализ как инструмент доказательства исследования мотивов 483
Какие мотивы интересны?Их практические последствия 486
Опрос преодолевает неспособность индивида высказаться 487
Читающий ребенок, играющий ребенок. Эксперимент выявляет место чтения 488
Важен ли дизайн? 491
Симптомы, сигналы: «трубка все еще нравится?» 493
Синдром «белла фигура» (самообман) 494
Рельефное представление: «имидж». 495
«Вид вблизи» и «издалека»: стереотип 499
Социально-оптическое заблуждение 500
Арсенал шкал 503
Телефон, но без водопровода? 505
Вопросы-индикаторы и феномен их взаимозаменяемости 510
Эксперимент наоборот: анализ экстремальных групп 512
Расчеты значимости, коэффициенты корреляции - вспомогательные средства анализа 514
Несправедливо забытая матрица 517
Красивее всякой таблицы - карта 520
Как была открыта шкала силы личности 526
«Я не верю в факторный анализ» 528
Как Колумб 531
Анализ формирования общественного мнения 539
Выявление скрытого смысла 542
Примечания 546
Глава IX. СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА 555
Перегруппировка материала: удаление методического балласта 556
Предприятия? Размеры потребления? Приборы? Проценты относятся не только к людям 564
«Не знаю» - тоже результат. 565
Проценты - от чего? 565
Расчет процентов от наиболее влиятельного фактора 569
Лишние цифры и сокращения снижают качество таблицы 572
Независимую переменную делать подлежащим, обозначать как группу людей; зависимую переменную обозначать глаголом 577
Высвечивание существенного: графики 579
Пассажиры скапливаются в транспортных узлах 584
Выводы и предположения четко разграничивать. 585
Введение и приложение 585
Анкетные вопросы конкретны, отчет абстрактен 586
Примечания. 587
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 588
Как определить качество опросного исследования? 595
Примечания 596
ПРИЛОЖЕНИЯ 596
Энциклопедическая справка «Опросное исследование демоскопия» 602
Организационная структура институтов, проводящих опросы 604
Список некоторых трудов Э.Ноэль-Нойманн, написанных ею на основе результатов проведенных массовых опросов 604
Об авторах и их книге 607