Социология управления Тощенко Ж.Т.Социология управления. Учебник. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011. – 300 с. ISBN 978-598201-041-4Размещена на сайте: 09.07.11Текст книги Ссылка при цитировании:Тощенко Ж.Т. Социология управления. Учебник. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011. – 300 с. АннотацияВ учебнике осуществлен принципиально новый подход к изложению проблем социологии управления – в его основу положен алгоритм принятия управленческого решения, который начинается с постановки цели (предвидение, прогнозирование), затем реализуется в методах (планирование, проектирование, программирование) и завершается организационной работой (социальные технологии, в том числе социальный эксперимент, концептуальные требования по управлению организацией). Так как эта форма управления направлена на решение социальных проблем, отдельно выделяется и подробно анализируется процесс управления человеческими ресурсами (стиль управления, участие в управлении, побуждение к творчеству, социально-психологические отношения). Во всех разделах учебника показано отличие социологии управления от социологии менеджмента, являющегося своеобразной «инструкцией», пособием для решения прикладных задач, в то время как социология управления нацелена на обобщающие, концептуальные принципы, необходимые для применения во всех без исключения организациях и вне зависимости от конкретных ситуаций. Учебник предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей социологии, а также других (смежных) социальных дисциплин, для всех интересующихся социальными проблемами управления. Ключевые слова: социология управления учебник Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеСодержание Предисловие . 12 Раздел I Эволюция теории и практ ики управления Глава 1. Г енезис концепций и теорий управления . 16 1.1. Предтечи идей управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 1.2. Генезис научных идей управления. . 18 1.3. Российская школа управления . . . . . . . . . . . 26 Глава 2. Предмет и структура социологии управления. . . . . . . . . . . . 33 2.1. Содержание социологии управления. . . . . 33 2.2. Предмет социологии управления. . . . . . . . . . 39 2.3. Основные направления управления общественным развитием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 Раздел II Управленческ ий цикл Глава 3. С оциальное предвидение . . . . . . . . 54 3.1. Сущность социального предвидения. . . 55 3.2. Методы социального предвидения. . . . . . . . . . . . . . 59 3.3. Роль интуиции в социальном предвидении. . 62 Глава 4. С оциальное прогнозирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66 4.1. Сущность социального прогнозирования . . . . . . . . . . 67 4.2. Алгоритм и методы социального прогнозирования . . . . 73 4.3. Эффективность социальных прогнозов . . . . . . . . . . . 82 Глава 5. С оциальное планирование . . . . . . . . . . . . . 87 5.1. История возникновения социального планирования . . 87 5.2. Сущность социального планирования . . . . . . . 90 5.3. Формы и методы социального планирования. . . 94 5.4. Показатели и нормативы социального планирования. . . 98 Глава 6. С оциальное проектирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 6.1. Сущность социального проектирования. . 104 6.2. О методологии социального проектирования. . 107 6.3. Методы и этапы социального проектирования . . 109 6.4. Виды социального проектирования . . . . . . . . . . . . 113 6.5. Действенность социальных проектов . . . . . . . . . . . 116 Глава 7. Социальное программ ирование. . . . . . . . . . . 119 7.1. Социальная проблема как объект программирования. . 119 7.2. Сущность и специфика социального программирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 7.3. Формы и методы социального программирования. . 125 7.4. Алгоритм социального программирования . . 131 Глава 8. Социальные технологии. . . . . . . . . 136 8.1. Что такое социальная технология . . . . . . . . . . . . . 136 8.2. Формы, виды и этапы социальных технологий. . . . . 142 8.3. Технологическая культура . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 8.4. Социальный эксперимент. . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 Глава 9. Социология организаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 9.1. Социология организаций как специфическаяn управленческая концепция. . . . . . . . . . . . . . . . . 158 9.2. Природа и строение организации. . . . . . . 161 9.3. Основные и ситуационные методологии управления организацией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166 9.4. Внешнее организационное окружение как важнейшее условие функционирования и развития организаций . . . 168 Раздел III Человеческ ий факт ор управления Глава 10. Г енезис идей о человеческих ресурсах управления. . . 176 10.1. Сущность и содержание управления человеческими ресурсами . . . . . . . . . . . . . . . . 177 10.2. Субъект деятельности в сфере УЧР. . . 182 10.3. Пути совершенствования управления человеческими ресурсами . . . . . . . . . . . . . . . . 187 Глава 11. С тиль управления . . . . . . . . . . . 192 11.1. Теория личностных черт. . . . . . . . . . . . . 192 11.2. Бихевиористский (поведенческий) подход. . 199 11.3. Ситуационный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205 11.4. Российская школа моделей управления . . 210 11.5. Современные теории стилей управления. . 214 Глава 12. У частие (соучастие) в управлении. . . 220 12.1. Предтечи идей и практики участия в управлении . . . 220 12.2. Соучастие в управлении (патисипативное управление) . . . . . . . . . . . . . . 225 12.3. Социальное партнерство – феномен современных трудовых отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231 Глава 13. У правление творческим потенциалом . . . . . 241 13.1. Что такое творчество и его особенности в производственных организациях . . . . . . . 241 13.2. Этапы, типы, формы и фазы творческого труда . . . 249 13.3. Методы организации творческого процесса . . 254 13.4. Перспективы развития творчества в организациях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262 Глава 14. С оциально-психологические ресурсы организации. . 264 14.1. Социально-психологические отношения: от эксперимента до теории . . . . . . . 265 14.2. Межличностные отношения в первичной организации. . . . . . . . . . 269 14.3. Непосредственный руководитель и подчиненный: социально-психологические резервы. . . . . . . . . . 275 14.4. Звено «работник – администрация» в структуре взаимоотношений в организации. . 279 Библиографический указатель . 286Рубрики: Социология управленияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Тихонов А. В.Учебник по социологии управления // Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А.В. Тихонов. - М.: КРАСАНД, 2015. - С. 412-414.Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А.В. Тихонов. - М.: КРАСАНД, 2015. - 480 с.Тихонов А. В.Социология управления как научно-исследовательская программа // Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А.В. Тихонов. - М.: КРАСАНД, 2015. - С. 351-352.Тихонов А. В.Социология управления // Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А.В. Тихонов. - М.: КРАСАНД, 2015. - С. 348-351.Тихонов А. В.Проблематизация управления // Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А.В. Тихонов. - М.: КРАСАНД, 2015. - С. 227-228.