Предпринимательство в России 90-х годов Ядова Е.Н.Предпринимательство в России 90-х годов. Челночество как социальный ресурс трансформационного периода. - LAP LAMBERT Academic Publishing (2011-07-05). - 216 p.ISBN-13 978-3-8443-5633-5; ISBN-10 3844356339Размещена на сайте: 10.11.11Текст монографии.Ссылка при цитировании:Ядова Е.Н. Предпринимательство в России 90-х годов. Челночество как социальный ресурс трансформационного периода. - LAP LAMBERT Academic Publishing (2011-07-05). - 216 p.АннотацияПредпринимательство в постсоветской России 90-х развивалось в условиях острого экономического кризиса. Одной из форм активной адаптации стало челночество – торговля товарами народного потребления, как правило, закупаемыми за границей. Предприниматели-челноки осваивали новый для них бизнес, обладая разными ресурсами знаний, положения и опыта. Они испытывали идентификационный кризис, поскольку ранее в СССР такая деятельность преследовалась по закону и осуждалась согражданами. В монографии на основе биографических интервью с челноками 90-х, проведенными в 2005-2006 гг., впервые анализируются жизненные пути трех типов предпринимателей того времени – успешных, постепенно расширивших бизнес; продолжающих по сей день заниматься торговлей в малых масштабах; вернувшихся к наемному труду. Первые два типа внесли существенный вклад в формирование современного предпринимательства. Настоящее издание подготовлено на основе кандидатской диссертации, в которой использованы эмпирические данные коллективного проекта по гранту РГНФ "Российский феномен челноков: возникновение и эволюция слоя мелких и средних предпринимателей".Ключевые слова: челночество социальные трансформации социальный ресурс личностный ресурс биографические траектории биографические интервью предпринимательство Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеСодержание Введение. 4 Глава 1. Теоретико-концептуальные предпосылки исследования: ресурсы в условиях социальных трансформаций. Челночество. 12 1.1. Переходное общество как научная проблема. 12 1.2. Особенности социально-политических и экономических трансформаций в России в начале 90-х годов как потенциальный ресурс челночества. Значимость субъектов трансформаций. 17 1.3. Легальное и теневое предпринимательство в СССР и России как потенциальный ресурс челноков 90-х. 30 1.4. Челноки как социальная группа. 42 1.5. Адаптивные стратегии в переходный период и кризис идентичности 52 1.5.1. Индивидуальные адаптационные стратегии в условиях меняющегося общества. 52 1.5.2. Процессы идентификации в условиях социальных трансформаций 60 1.6. Биографический проект в условиях социальных изменений. 65 1.7. Социальные и личностные ресурсы адаптивного поведения. 71 Глава 2. Биографические модели социального поведения челноков. 84 2.1. Методические проблемы исследования (программа, методика сбора и анализа данных) 85 2.1.1 Цели, задачи, предмет и объект исследования. 85 2.1.2. Методика и процедуры исследования. 87 2.2. Ресурсы социальной группы челноков. 93 2.3. Биографические траектории челноков: транзитивные, стабильные и возвратные 101 2.3.1. Транзитивная биографическая модель (крупные и средние предприниматели) и ее ресурсный потенциал. 103 2.3.2. Стабильная биографическая модель челнока (оставшиеся челноками) 135 2.3.3. Временная (возвратная) биографическая модель. 154 2.4. Практики челночной деятельности. 173 2.5. Выводы: челночество как социальный ресурс трансформационных процессов 183 Заключение. 187 Литература. 190 Приложения. 199Рубрики: Экономическая социологияСоциология личностиВозможно, вам будут интересны другие публикации:Ядова Е. Н., Помазан А.Н. , Седунова А.В. Социальный ресурс личности и идентификационные ориентации россиян (опыт вторичного анализа исследования 1992г.)// Социологические исследования. 2001. № 12.Ядова Е. Н.Локус идентичности представителей сильноресурсной группы// Процессы идентификации российских граждан в социальном пространстве «своих» и «не своих» групп и сообществ (1999-2002гг.): Мастер-класс профессора В.А. Ядова - М.: Аспект Пресс, 2004. - 191 с.Климова С. Г., Щербакова И. В.«Челночество» и государство: этапы эволюции отношений // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. Ред. М.К. Горшков. - Вып.7. - М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 389-405.Ядова Е. Н.Процессы идентичности и социализации в свете политико-экономических трансформаций общества// Вестник ИНЖЕКОНа. Серия: гуманитарные науки. Выпуск 1 (2). СПб., 2004.Ядова Е. Н.Особенности и практическая значимость характеристик идентичности современной молодежи в процессе социализации// Актуальные проблемы психологии труда и развития. Вестник Балтийской педагогической Академии. Вып. 50. -СПб., 2003.