Основы типологического анализа в социологических исследованиях: Учебное пособие Татарова Г.Г.Основы типологического анализа в социологических исследованиях: Учебное пособие / Г. Г. Татарова. — М: Издательский дом «Новый учебник» 2004. - 206 с.ISBN 5-8393-0337-2Размещена на сайте: 22.01.13Текст книги.Ссылка при цитировании:Татарова Г.Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях: Учебное пособие / Г. Г. Татарова. — М: Издательский дом «Новый учебник» 2004. - 206 с.АннотацияТипологический анализ рассматривается как методологическая процедура эмпирической социологии и трактуется как метаметодика — структурный элемент методологии анализа социологических данных. Вводится система языковых конструктов метаметодики, достаточно полная, непротиворечивая и открытая для дополнений. Предлагается логика проведения типологического анализа в ситуации жестко структурированных и слабо структурированных данных. Книга рекомендуется в качестве учебного пособия студентам, аспирантам социологических факультетов, а также преподавателям дисциплин: «Методология и методы социологических исследований», «Анализ социологических данных».Ключевые слова: анализ данных метаметодика анализа данных типологический анализ типы социологических данных методология социологические исследования языковая структура типологического анализа типологический синдром типтипология основание типологии типообразующий признак Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеСОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ 3 Глава 1. ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В МЕТОДОЛОГИИ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ 5 1.1. Язык социологического исследования. Основные принципы систематизации методологического знания. О структуре языка социологического исследования. О первичных подсистемах языка исследования. Языковые конструкты внепредметные и «надматематические». Тип, фактор, причина как инварианты исследовательских практик анализа данных. Понятие «метод». Математические конструкты в структуре языка социологического исследования 6 1.2. Основы методологии анализа данных. Трактовка методологии анализа данных. Понятие «анализ». Индивид: два подхода как к источнику информации. Структурные элементы методологии анализа данных. Общая стратегия анализа данных. Восходящая стратегия анализа. Нисходящая стратегия анализа. Типы социологических данных. Метаметодика анализа данных 17 1.3. Классификация исследовательских практик анализа данных. Исследовательская практика анализа данных. Основания клас сификации практик. Неструктурированные данные. Слабо структурированные данные. Жестко структурированные данные. Объяснительные гипотезы. Описательные гипотезы. Отсутствие гипотез. Классы исследовательских практик. Модальность (распространенность) класса. Типологический синдром 29 Глава 2. ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА 41 2.1. О понятийном поле типологического метода познания. Понятийное поле. Типы как цель познания. Типы как средство познания. Идеальные типы. Понятия-типы. Социальная морфология. Типы в повседневной реальности. Типизация. Социальные типы. Типы социального. Объекты типологического анализа 41 2.2. Типологизация в эмпирической социологии. Системность знания о типологизации. Типизация. Теоретическая типологизация. Эмпирическая типологизация. Функции типологизации в эмпирической социологии. Класс. Классификация 51 2.3. Экзогенные понятия типологического анализа. Дефиниция типологического анализа. Тип как экзогенное понятие. Типология как экзогенное понятие. Цель типологического анализа. Типология как совокупность не всех типов. Тип в смыс ле типового, типологического, типического 60 Глава 3. ЯЗЫКОВАЯ СТРУКТУРА МЕТАМЕТОДИКИ 70 3.1. Общая структура системы понятий. Различение экзогенных и эндогенных понятий. Социальная значимость. Качественное различие. Внутренняя однородность. Эмпирическая интерпретация. Многозначность интерпретаций. Класс. Эмпирическая закономерность. Алгоритм классификации 70 3.2. Основные понятия типологического анализа. Предмет типологии. Основание типологии. Типообразующие признаки. Функциональные роли признаков. Априорная типология. Понятия, порожденные «основными» 78 3.3. Основание типологии и априорная типология. Виды оснований типологии (времяпрепровождение). Виды оснований типологии (социальная идентичность). Тест двадцати самоопределений. Цели априорной типологии. Экспликация системы признаков 87 Глава 4. КОНСТРУИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ ТИПОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 93 4.1. Этапы конструирования методики. Эмпирическая интерпретация основных понятий. Этапы проведения типологического анализа. Этапы, не требующие операци-онализации. Этапы, требующие математической формализации 93 4.2. Математическая формализация. Объекты классификации. Классификация. Эмпирическая закономерность. Форма существования исходных для классификации данных. Алгоритм классификации. Мера близости между объектами. Мера близости между классами 97 4.3. Эмпирическая интерпретация типообразующих признаков.Три части типообразующих признаков. Соотношение классификационных признаков и эмпирических индикаторов. Виды этих соотношений. Производные показатели. Обобщенные показатели. Свойства эмпирических индикаторов 106 4.4. Свойства эмпирических индикаторов. Формирование классификационных признаков. Несовпадение физического и фактического типов шкалы. Интерпретация отсутствия ответа на вопрос. Разнотипность шкал. Взаимосвязанность эмпирических индикаторов. Информативность эмпирических индикаторов. Неравенство диапазона изменения эмпирических индикаторов. Свойства, вытекающие из предметной специфики 113 4.5. Анализ структуры взаимосвязи эмпирических индикаторов. Анализ взаимосвязи. Локальный и глобальный уровни анализа взаимосвязи. Совокупность эмпирических индикаторов как система. Непосредственная связь. Опосредованная связь. Структура взаимо связи. Обобщенный показатель 123 Глава 5. ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СЛАБО СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ДАННЫЕ 134 5.1. Метод неоконченных предложений. Основание типологии. Метод неоконченных предложений. Смысловое пространство. Поле поиска ответа. Манипуляция с шириной поля поиска ответа. Стратегии применения метода. Типологические синдромы. Предмет типологии. Ядро предмета типологии. Основание типологии 135 5.2. Структурные элементы образа. Пирамида обобщений. Обоснование. Элементарные обоснования. Пирамида обобще ний. Элементы образа. Компоненты образа. Доминирующие компоненты. Многоуровневое кодирование. Ядро образа. Пери ферия образа 144 5.3. Этапы типологического анализа. Описание типологических синдромов. Компоненты-доминанты. Структурные показатели образа. Этапы типологического анализа слабо структурированных данных. Типологические синдромы образов культурного человека 151 Глава 6. ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ЖЕСТКО СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ДАННЫЕ 158 6.1. Типологический анализ времяпрепровождения. Активное внерабочее время как ядро предмета типологии. Ос нование типологии. Состав типообразующих признаков время препровождения. Структура ядра. Однородность сравниваемых совокупностей. Доли затрат времени как классификационные признаки. Характер разбиения на основе задания числа классов. Логика интерпретации классов 160 6.2. Типологические синдромы времяпрепровождения. Интерпретация классов. Переход от классификации к типологии. О шести типологических синдромах времяпрепровождения. Доминирующие виды деятельности 164 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 176 Типологический анализ в ряду других метаметодик. Метаметодики анализа данных. Факторный (факториальный анализ) как метаметодика. Причинный анализ как метаметоди-ка. Основной язык анализа данных. Вспомогательный язык анализа данных 176 ГЛОССАРИЙ 184 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 192Рубрики: Методы сбора и анализа социологических данныхМетодология социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Татарова Г. Г.Основы типологического анализа в социологических исследованиях. Учебное пособие — М.: Издательский Дом «Высшее Образование и Наука», 2007. — 236 с.Татарова Г. Г.Типологический анализ в социологии — М.: Наука, 1993 .— 103 с.Татарова Г. Г.Типологический анализ как исследовательская стратегия// Социологические методы в современной исследовательской практике. Материалы Всероссийской конференции памяти А.О.Крыштановского. М.: Изд-во «ТЕИС». 2007. С.114-123Татарова Г. Г.Методология анализа данных в социологии (введение) / Учебн. пособие для вузов. — М.: Издательский Дом “Стратегия”, 1998. - 224 с.Татарова Г. Г.Система языковых конструктов анализа социологических данных// Вестник российского университета дружбы народов. Серия социология. 2003. №4-5.