Креативность: творчество против имитации Волков Ю.Г.Креативность: творчество против имитации / Ю.Г. Волков. — М.: Альфа-М, 2013. ISBN 978-5-98281-300-8Размещена на сайте: 04.02.13 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Волков Ю.Г. Креативность: творчество против имитации / Ю.Г. Волков. — М.: Альфа-М, 2013. АннотацияОсуществляется попытка системного анализа креативности как социальной перспективы развития российского общества. В работе содержатся размышления о креативности как альтернативе тенденциям социальной имитации; автор обращается к креативному классу как субъекту грядущих социальных изменений, обосновывает идею креативного общества как созидательный сценарий будущего и выражает уверенность в том, что, несмотря на имеющиеся сложности общественного развития, в российском обществе просматривается запрос на формирование условий равенства возможностей социальной самореализации на основе творчества и креативности в противовес имитационным процессам. Адресована преподавателям социологических, философских и исторических факультетов вузов, аспирантам, студентам.Ключевые слова: креативность Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеОглавление ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА 1. РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО: РЕАЛИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО 8 1.1. Вступительное слово 8 1.2. Социальное творчество: историческая неопределенность 10 1.3. Исторический опыт развития социального творчества в российском обществе 24 1.4. Креативность: социальный диагноз современ ного общества 38 1.5. Социальная имитация в контексте социальных трансформаций 51 ГЛАВА 2. КРЕАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ 67 2.1. Вступительное слово 67 2.2. Творческая личность и созидательная деятельность: по пути общественного прогресса 68 2.3. От творческой «массы» к креативной личности 78 ГЛАВА 3. КРЕАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ: БЫТИЕ В РОССИЙСКОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 90 3.1. Вступительное слово 90 3.2. Креативная личность в российском обществе: попытка концептуализации 92 3.3. Имитационная личность в контексте современного общества 110 3.4. Креативность как ориентир развития творческой личности 126 ГЛАВА 4. КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС: ПРОБЛЕМА КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 131 4.1. Вступительное слово 131 4.2. Креативный класс: социальное мифотворчество и социологический анализ 132 4.3. Креативный класс: способы социальной организации и самоорганизации 144 4.4. Креативный класс в российском обществе: тенденции и перспективы гуманистической идеологии 154 ГЛАВА 5. КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 161 5.1. Вступительное слово 161 5.2. Социальные параметры формирования креативного класса: методология анализа 163 5.3. Креативный класс как субъект модернизационных ожиданий 175 5.4. Региональные элиты: перспективы перехода к креативному состоянию 186 5.5. Креативный класс как интегрирующее ядро российского общества ... 196 5.6. Креативный класс versus имитационные практики 211 ГЛАВА 6. КРЕАТИВНОЕ ОБЩЕСТВО: ПОИСК ОПТИМАЛЬНЫХ ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ 224 6.1. Вступительное слово 224 6.2. Идея креативного общества и российские реалии 225 6.3. Креативные тенденции в развитии российского общества 232 6.4. Общество социальной имитации: воспроизводство социума в рамках квазистабильности 245 ГЛАВА 7. РОССИЙСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО ОБЩЕСТВА 263 7.1. Вступительное слово 263 7.2. Креативное общество как цель российской модернизации 264 7.3. Креативная деятельность в формировании социальных практик российского общества 278 7.4. Имитационные практики в российском обществе: социальный контекст 287 7.5. Креативность: потенциал справедливости 304 ГЛАВА 8. ИДЕОЛОГИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО ОБЩЕСТВА 322 8.1. Вступительное слово 322 8.2. Идеология и творческая сущность человека 323 8.3. Образы идеологии: социально-когнитивный смысл 339 8.4. Образы идеологии в социокультурном пространстве российского общества 353 8.5. В поисках субъектности идеологии гуманизма 374 8.6. Гуманистический смысл евразийства и перспективы идеологии гуманизма в российском обществе 387 8.7. Мультикультурализм: апология социокультурного раскола 394 ГЛАВА 9. РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ 405 9.1. Вступительное слово 405 9.2. Креативность в контексте целей модернизации отечественного образования 406 9.3. Модернизация образования в России и общественный запрос на креативное развитие общества 413 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 420 ГЛОССАРИЙ 423 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 425Рубрики: СоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Волков Ю. Г.Креативность: исторический прорыв России. - М.: Социально-гуманитарные знания, 2011. - 328 с.Волков Ю. Г.Образы идеологии в социокультурном пространстве российского общества // Духовно-нравственные основы идеологии российской государствсиности на современном этане: материалы Вссрос. научно-практической конференции, Краснодар-Сочи, 13-15 марта 2017 г. / Администрация и Законодательное Собрание Краснодарского края; Общественная палата Российской Федерации; ККНПОО «За веру. Кубань и Отечество!»; ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»; ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры»; КРО ООГПО «Российское общество Андина Т., Николаева Ж. В.Made in Italy: Культурное отчуждение или коллективная память? Аннотация круглого стола // Studia Culturae. 2017. № 1 (31). С. 95-99.Возьмитель А. А.Становление и смыслы жизни советской интеллигенции // Судьбы российской интеллигенции: прошлое, настоящее, будущее: XX Междунар. теоретико-методолол. конф., РГГУ, 9 апр. 2019 г.: сб. статей / под общ. ред. Ж.Т. Тощенко; ред.-сост. Д.Г. Цыбикова; РГГУ, Социол. фак., Центр, социол. исследований. М.: РГГУ, 2019. С. 72-79.Ивченков С. Г., Ивченкова М. С.Университетские общественные объединения как инструмент развития потенциала молодежи // Социальные и гуманитарные знания. 2024. Т. 10, № 1. С. 52-63.