Молодежь России на рубеже XX–XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А.Молодежь России на рубеже XX–XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. — М.: ЦСП и М, 2014. — 548 с.ISBN 978-5-90600-10-8Размещена на сайте: 19.06.14 Текст книгиСсылка при цитировании:Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Молодежь России на рубеже XX–XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. — М.: ЦСП и М, 2014. — 548 с.D. Konstantinovskiy, E. Voznesenskaya, G. Cherednichenko. Russian Youth at the Turn of XX–XXI Centuries: Education, Employment, Social Well-being. — M., 2014. — 548 p.АннотацияВ книгу вошли результаты исследований, в которых представлена современная российская молодежь. Исследования охватили широкий спектр социологической проблематики: общее образование и профессиональное, городская молодежь и сельская, студенты и рабочие. Монография адресована преподавателям, аспирантам и студентам социологических факультетов вузов, исследователям образовательной сферы, специалистам в области управления.Ключевые слова: молодежь городская молодежь сельская молодежь образование Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеЧАСТЬ 1 ОБРАЗОВАНИЕ И ЖИЗНЕННЫЕ ТРАЕКТОРИИ МОЛОДЕЖИ: ДЕСЯТИЛЕТИЕ РУБЕЖА ВЕКОВ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 РАЗДЕЛ 1. ТРАЕКТОРИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ Глава 1. Методологические и методические вопросы исследования . . . . 16 Глава 2. Занятость молодежи и образовательно-профессиональные траектории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 Глава 3. Образовательные ресурсы и профессиональные траектории поколения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 РАЗДЕЛ 2. ПУТИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП МОЛОДЕЖИ Глава 4. Накопление человеческого капитала молодежью, оканчивающей среднюю школу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 Глава 5. Общее образование плюс профессиональное: возможности и ограничения для жизненных карьер . . . . . . . . . . . . . . . 103 Глава 6. Образовательные ресурсы и профессиональные достижения выпускников СПО: десять лет спустя . . . . . . . . 123 Глава 7. Трудовые карьеры «стартовавших» из профессиональных училищ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 РАЗДЕЛ 3. ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ЖИЗНЕННЫХ ДОСТИЖЕНИЙ Глава 8. Сельская молодежь и образование: социальные барьеры и их преодоление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159 Глава 9. Победители из малоресурсных слоев . . . . . . . . . . . . . . . . 179 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190 ЧАСТЬ 2 РАБОЧАЯ МОЛОДЕЖЬ РОССИИ СЕГОДНЯ Актуальность проблемы и характеристика исследования . . . . . . . . . . 200 РАЗДЕЛ 1. РАБОЧАЯ МОЛОДЕЖЬ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ Глава 1. Начало траектории рабочего: источники пополнения и образовательные каналы формирования молодых рабочих кадров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208 Глава 2. Ценностные ориентиры молодежи и становление образовательных и профессиональных траекторий . . . . . . . . 219 Глава 3. Роль профессиональной подготовки в формировании траекторий молодых рабочих . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238 Глава 4. Стабилизация в профессии: планы и намерения . . . . . . . . . 248 Глава 5. Накопление человеческого капитала в ходе трудовой карьеры: неразрывность образовательных и профессиональных траекторий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260 Глава 6. Особенности образовательных и профессиональных траекторий. Большая/меньшая успешность, удовлетворенность . . . . . . . 277 РАЗДЕЛ 2. МОЛОДЫЕ РАБОЧИЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И РЕАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ Рабочие траектории Глава 7. Первое самоопределение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298 Глава 8. Как приходят на завод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316 Глава 9. Выстраивание рабочей карьеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330 Глава 10. Стратегии рабочих траекторий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354 Глава 11. Поиски лучшей работы и практики «выживания» . . . . . . . . 374 Представления, мотивации, ценности Глава 12. Образование в оценках молодых рабочих: общеобразовательные ресурсы и профессиональные компетенции . . . . . . . . . . . . 393 Глава 13. Иностранный язык и компьютерная грамотность в структуре образовательных ресурсов рабочей молодежи . . . . 416 Глава 14. Привлекательность рабочего труда в оценках молодых рабочих: престиж, профессионализм, социальная значимость . . . . . . 433 Заключение: пути оптимизации образовательных и профессиональных траекторий рабочей молодежи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 451 ПРИЛОЖЕНИЕ (таблицы) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 459Рубрики: Социология поколенийВозможно, вам будут интересны другие публикации:Константиновский Д. Л.Российская молодежь: образование и занятость // Россия и Китай: молодежь XXI века [монография] / отв. редакторы: М.К. Горшков, Ли Чунлинь, З.Т. Голенкова, П.М. Козырева. — М. Новый хронограф, 2014. С. 283-307.Чередниченко Г. А., Шубкин В. Н.Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). - М.: Мысль, 1985. — 240 с.Konstantinovskiy D.L., Cherednichenko G.A. Social cohesion. Towards social challenges & threats. In: Russian youth in the dynamics of decades. Statistical materials and research results: [monograph] / [D.L. Konstantinovskiy,G.A. Cherednichenko et al]. M.: IS RAS, 2017. – 190 p. P. 161-190. + 1 CD ROMK. Szafraniec, J. Domalewski, K. Wasielewski. P. Szymborski, M. Wernerowicz. (2018) The Me-Generation in a Post-Collectivist Space. Dilemmas in a Time of Transition. Berlin: Peter Lang GmbH International Verlag der Wissenschaften: 391Чередниченко Г. А.Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (опыт социологического исследования). — СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2004. — 504 с.