Гувернеры-иностранцы в России: профессиональный и правовой статус в историческом контексте Иванова Е.Ю.Гувернеры-иностранцы в России: профессиональный и правовой статус в историческом контексте // Дети и общество: социальная реальность и новации.Сборник докладов на Всероссийской конференции с международным участием Дети и общество: социальная реальность и новации / Ред. Коллегия: В.А. Мансуров отв. редактор, Губанова Е.А., Ермолаева Ю.В., Иванова Е.Ю., Колосова Е.А., Майорова - Щеглова С.Н., Павлов П.Ю., Стрельцова И.А. – Москва: РОС, 2014 г. - 1366 С. 1 CD ROMГлава из книги: Дети и общество: социальная реальность и новации. Сборник докладов на Всероссийской конференции с международным участием «Дети и общество: социальная реальность и новации// Ред. Коллегия: В.А. Мансуров отв. редактор, Губанова А.Ю., Ермолаева Ю.В., Иванова Е.Ю., Колосова Е.А., Майорова - Щеглова С.Н., Стрельцова И.А., Юрьев П.С. – Москва: РОС, 2014 г. - 1366 С. 1 CD ROMISBN 978-5-904804-15-2Размещена на сайте: 17.10.14Текст статьи.Ссылка при цитировании:Иванова Е.Ю. Гувернеры-иностранцы в России: профессиональный и правовой статус в историческом контексте // Дети и общество: социальная реальность и новации.Сборник докладов на Всероссийской конференции с международным участием Дети и общество: социальная реальность и новации / Ред. Коллегия: В.А. Мансуров отв. редактор, Губанова Е.А., Ермолаева Ю.В., Иванова Е.Ю., Колосова Е.А., Майорова - Щеглова С.Н., Павлов П.Ю., Стрельцова И.А. – Москва: РОС, 2014 г. - 1366 С. 1 CD ROMАннотацияИнститут иностранного гувернерства, как форма домашнего воспитания, начиная с XVII века, оказал значительное влияние на развитие национальной системы образования в России. Изменения требований государства к профессиональному статусу гувернера- иностранца, повлекли за собой создание системы контроля и ограничения их деятельности на территории России. Гувернеры-иностранцы являлись и являются в настоящее время носителями образцов западной системы ценностей, культуры, образования, языка. Именно это в значительной степени востребовано при построении образовательных и профессиональных траекторий для успешной карьеры в семьях современной элиты России. Высокий профессиональный статус гувернера, с одной стороны, и отсутствие у него как такового правового статуса, с другой стороны, - нынешняя ситуация на рынке домашнего воспитания.Ключевые слова: домашнее образование гувернер воспитатель иностранец законодательство профессиональный статус правовой статус профессиональные группы Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеСОДЕРЖАНИЕ Секция 1. Социокультурная среда современных детей: время развивать Адамьянц Т.З. Задачи и возможности современной социокультурной среды в многоуровневом развитии детей………………………………………. 13 Блинова А.С. Подходы к оценке и обеспечению психологической безопасности образовательной среды…………………………………………………. 22 Овчинникова Т.Н. Социальная обусловленность развития детей в современном социуме…………………………….. 29 Подлужная Г.А., Крутякова Т.И. Воспитание у детей этнокультурных традиций….. 42 Синягина Н.Ю. Поликультурное воспитание: ответ на угрозы современного общества…………………………….. 48 Секция 2. Модернизация общества и детство: столкновение традиций и новаций. Права детей и государственная политика в интересах детей. Дети и потребление Антонов Ю.Е., Горбункова-Баженова М.В. Динамика профессионализации cпециалистов дошкольного образования в наукоградах………………………………………….. 56 Безрукова О.Н., Юрзанова Е.М. Дети как субъекты социальных изменений в современном обществе………………………………. 70 Бобровников В.Г., Дулина Н.В., Игнатова Ю.Е. Практика решения проблем беспризорности и безнадзорности детей в истории России…………… 75 Буровская Е.В. Понимание человека и образование………………… 85 Вахтерова М.Б. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в проектной деятельности………………… 93 Иванова Е.Ю. Гувернеры- иностранцы в России: профессиональный и правовой статус в историческом контексте…………………………….. 103 Кефели В..Б., Горина Т.И. Мир глазами детей…………………………………… 128 Кондакова Н.А., Разварина И.Н. Качество детского населения – основа политики в области семьи, материнства и детства……………… 137 Коробова А.А. Деятельность социального педагога по правовой защите детей в модернизирующемся обществе……. 147 Литвак Н.В. Школа: между инструментами и смыслами……….. 151 Майорова-Щеглова С.Н. Как общество должно обеспечить информационную безопасность детей: взгляд социолога…………………………………………….. 159 Пантелеева И.А. Защита прав детей в России и европейских странах: компаративный анализ……………………………… 170 Поливанова К.Н. Социальное картирование как инструмент анализа современного детства……………………………….. 177 Регуш Л.А. Динамика психологических проблем петербургских подростков: 1993-2012 годы……….. 184 Сидорова Т.Н. Мировоззрение молодежи и модернизация……….. 191 Солондаев В.К., Конева Е.В. Статистический анализ устойчивости и полноты описания групп риска с использованием параметра качество жизни………………………………………. 200 Тихазе Д.К., Курилова А. С. Дети и потребительская культура в современных социологических концепциях……………………… 208 Секция 3. Дети и образование Аржаных Е.В. Место духовно – нравственного воспитания в школьной программе обучения……………………... 215 Артемьева И.В. Театрализованная деятельность, как средство формирования активного читателя…………………. 225 Ашкинази Л.А., Абелюк Е.С. От чего зависят мнения школьников – попытка сочетания количественных и качественных методов 229 Бобылев П.Г., Медова Ю.В. Преемственность целей и задач: детский сад–школа 239 Борисова О.А. Образование, дружественное к ребенку……………. 243 Василенко Е.Г. Новый вектор развития дополнительного образования………………………………………….. 249 Калдыбаева Т.Ж., Калдыбаев Е.М. Современное состояние дошкольного образования в Республике Казахстан: социологический анализ... 255 Козырева П.М. Некоторые особенности использования свободного времени младшими школьниками и подростками… 266 Колесникова Е.М. Доступность различных форм и направлений дополнительного образования: текущее состояние и пути повышения доступности научно-технического направления дополнительного образования в г. Москве…………………………….. 276 Кудрявцева Е.Л. Аспекты реализации треугольника взаимной интеграционной сохранности в дошкольном и школьном детстве……………………………………. 303 Кулагина Е.В. Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья: проблема обеспечения государственных гарантий на образование……….. 320 Ладыка Е.Г. Возможности использования музейного уголка в воспитательно - образовательной работе с детьми... 328 Леонидова Г.В. Научно-образовательные центры как механизм формирования профессиональных интересов детей 338 Логинов Д.М. Школьное образование в восприятии родителей: запросы и удовлетворённость………………………. 348 ЛомбинаТ.Н., Лукша В.Г. Проблемы реализации ФГОС в начальной школе… 354 Милюкова И.А. Подросток в музыкальной школе: проблемы мотивации к продолжению обучения………………. 359 Новикова Е.М. Спрос на государственные образовательные услуги среди семей детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………. 369 Прохода В.А. Учителя русского языка и литературы об изменениях в системе общего образования 375 Редина А.В. Формирование информационной культуры детей дошкольного возраста средствами предметно - развивающей среды………………………………….. 381 Савельева С.С., Иванюшина В.А., Ходоренко Д.К., Тенишева К.А., Александров Д.А. Социально-психологическое благополучие детей в школе………………………………………………. 387 Савинская О.Б Разработка методики родительской оценки качества услуг муниципального детского сада (на примере г. Москвы)…………………………………. 389 Тараканова А.А. Проблема создания целостной системы мониторинга в дошкольном учреждении коррекционной направленности……………………. 394 Тенишева К.А., Александров Д.А. Колледж как безрисковая стратегия в условиях экономической неопределенности…………………. 398 Тенишева К.А., Александров Д.А., Иванюшина В.А., Заплетина О.О., Титкова В.В., Ходоренко Д.К. Роль внеклассной деятельности в социализации учащихся средних школ России…………………….. 401 Ходоренко Д.К., Тенишева К.А. Савельева С.С. Организационная среда колледжей/техникумов и образовательные планы учащихся………………….. 404 Хуснутдинова М.Р. Интеграция учащихся с ограниченными возможностями в систему социальных взаимодействий общеобразовательной школы……. 406 Шлыкова Д.В. Проблемы социальной адаптации первоклассников к школьной жизни………………………………… 415 Секция 4. Социализация детей. Этнонациональные и региональные особенности социализации и воспитания детей. Социализация детей и подростков Александров Д.А., Иванюшина В.А. Дети мигрантов в современной российской школе………………………………………………….. 425 Баймуканова С.М. Влияние средств массовой информации на социализацию детей……….......................................... 427 Боррего Д.М. Приходящая няня: функции и проблемы взаимодействия с семьей……………………………. 431 Васильева Е.Н. Формирование социально-экономической и инновационной активности детей и молодежи: опыт регионального исследования…………………. 442 Виноградова Э.М., Кочемасова Л.А. Влияние средств массовой информации на психоэмоциональное состояние подростков……….. 447 Власова Т.А. Этнокультурные программы и изучение родного языка в городских школах (на примере г. Ижевска). 454 ВойтенкоТ.П., Гогоц Е.А. Роль праздников в формировании этнокультурной идентичности как важнейшей составляющей социализации подрастающего поколения…………. 464 Воскресенский В.М., Прищак А.В. Кто не может ходить в ДТЮ, тот ходит к нам»: исследование специфики дворовых клубов малого города…………………………………………………. 473 Гришаева Н.П., Струкова Л.М. Технология работы с коллективом дошкольной образовательной организации по проблемам социализации дошкольников……………………….. 475 Жемчураева С.Ш., Ибрагимова Э.М. Этническая социализация детей в чеченском обществе………………………………………………. 484 Икингрин Е.Н., Дулина Н.В. Пронина Е.И. «Белая Олимпиада» у Черного моря: нужна ли она детям?............................................................................. 490 Ильдарханова Ф.А. Приемная семья в социальном мире (кейс - стади).. 497 Калашникова Е.А., Собкин В.С. Отношение к дополнительному образованию учащихся основной школы…………………………. 505 Киреева С.М. Компьютерная зависимость детей и подростков как социально-педагогическая проблема……………….. 515 Колесник (Хосуева) Н.В. О роли семейного капитала в процессе социализации индивида…………………………….. 519 Малышева И.В. Игровая деятельность и развитие ребенка: взгляд на современность……………………………………. 528 Николаева Н.А. Взрослость как социально-психологический феномен в представлениях юношей и девушек…… 536 Носкова А.В. Роль учреждений внешкольного образования в социализации и воспитании детей и подростков….. 541 Остапенко А.С. Педагогический воспитательный потенциал семьи как фактор первичной социализации ребенка…….. 551 Отделкина Т.Н., Ходырев Е.Б. Международное усыновление как семейная форма семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………… 555 Платонова А.П. Дети и бедность: к проблеме социализации………... 561 Пономаренко А.А. Преодоление установки «жертва» как одно из условий успешной социализации детей и подростков из социально незащищенных семей….. 568 Пронина Е.И. Современные тенденции социализации старшеклассников и молодёжи (по материалам исследований 2011- 2014 гг. группы изучения современных тенденций формирования личности в сфере образования)………………………………… 574 Сорокин О.В. Девиантное поведение подростков: социокультурные основания и тенденции………… 584 Тарасова Е. С. Социальное самочувствие и восприятие будущего современной молодежью……………………………. 593 Титкова В.В., Александров Д.А., Иванюшин В.А. Социальная агрессия среди детей и подростков: современные методы и результаты исследований… 599 Цыганкова Т.А. Проблемы социализации студенческой молодежи в современной России………………………………… 600 Шадрина В.И. О некоторых особенностях формирования идентичности у современных детей в процессе социализации………………………………………… 604 Шатова Л.А. Равные возможности – всем! ...................................... 610 Секция 5. Небезопасное детство: реалии, перспективы, возможные решения. Нетипичное детство: мир детей в сложных жизненных ситуациях, социально-демографические особенности детских групп риска. Алексеева Е.В. Психологические проблемы учащихся в условиях семейной депривации………………………………. 621 Возьянов А. Г. Нетипичное детство в условиях дефицита информации: проблема взросления трансгендеров в России………………………………………………… 629 Гуркина О.А. Социализация подростков в социальных сетях 637 Дулина Н.В., Игнатова Ю.Е. Сиротинка, поди на чужбинку... (или об отношении населения к беспризорности и безнадзорности детей и подростков в России)……………………….. 643 Жукова С.Л. Практические аспекты защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию……………………………………………… 653 Исхакова Л. М., Исхакова Н. Р. Поведенческая девиация детей оставшихся без попечения родителей………………………………… 659 Комарова В.Н. Опыт волонтерской деятельности студентов по работе с детьми-инвалидами………………………... 663 Конькина Е.В., Савинова И.А. Самоутверждение детей - мигрантов: анализ проблемы и способы решения………………………. 668 Мунтян И.В. Детская беспризорность как субкультура………….. 676 Одинцова М.А. , Шарко Я.С. Психологическое благополучие подростков из алкогольных семей…………………………………… 686 Полывянная М.Т., Кодина И.Н. Причины самовольных уходов несовершеннолетних из детских домов, семей и образовательных учреждений………………………. 695 Сабадаш А.А. Безнадзорность как причина беспризорности…….. 703 Савельева С.С., Тенишева К.А., Шишова Е.С., Александров Д.А. Бедные дети в сельской местности и забота о них… 708 Секция 6. Культура и дети Борисов С.В. Феномен философствующего ребенка:перспективы исследования………………………………………… 711 Губанова А.Ю. Электронное чтение подростков и ресурсы библиотеки в Интернете……………………………. 720 Ефимова Е.А. Место подвижных игр в жизни современных детей. 727 Караханова Т.М., Большакова О.А. Досуговые предпочтения подростков 14-17 лет в показателях времени……………………………….. 735 Колосова Е.А. Проблемы и тенденции развития детского чтения в России: сравнительное социологическое исследование…………………………………………. 742 Назарова К.А., Чайнова Л.Д. Психофизиологическое исследование влияния музыкального образования на становление эстетически-нравственной и интеллектуальной личности……………………………………………… 750 Новосадова М.В. Ценностные установки молодежи…………………. 755 Скобельцина К.Н., Собкин В.С. Социология дошкольного детства: приобщение к художественной литературе……………………….. 760 Фарносова Л.В. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании образа жизни современных дошкольников………… 766 Секция 7. Дети и здоровье Алексеева Е.А. Актуальные вопросы изучения влияния антитабачной социальной политики на практику табакокурения молодежи…………………………… 774 Бобикова Т.М. Формирование здорового образа жизни у дошкольников……………………………………….. 781 Дартау Л.А. Здоровье детей и подростков: проблемы и особенности управления……………………………. 790 Журавлева И.В. Лакомова Н.В. Здоровье детей и подростков: социологический взгляд…………………………………………………. 798 Заярская Г.В. Значение категории «здоровый образ жизни детей и молодежи» для российского общества…………….. 809 Рязанова Е.А. Маклакова О.А. Особенности состояния здоровья детей в условиях сочетанного влияния внешнесредовых и поведенческих факторов риска……………………… 823 Савичева Н.М. Денисов Л.А. Федорович А.В. Модель формирования здорового образа жизни у детей, подростков и учащейся молодежи на примере работы автономных центров здоровья в учебных заведениях г. Зеленограда………………… 831 Смирнов А.И. Проблемы организации физической подготовки детей 7-14- летнего возраста……………………….. 841 Шабунова А.А. Здоровье и здоровьесбережение подрастающего поколения…………………………………………….. 851 Секция 8. Семья и дети. Бесчасная А.А. Оценка социальных проблем детства экспертами-практиками…………………………………………… 863 Глевицкая В.С. Токарева О.Н. Детско-родительские отношения: эмоциональные переживания современного ребенка……………….. 868 Гузеева А.С. Исследование института семьи: многообразие подходов……………………………………………… 871 Гурьева Л.С. Трудности идентификации детей-сирот приютов… 881 Давитян М.Г. Гендерные особенности представлений о материнстве………………………………………….. 887 Дементьева И.Ф. Воспитание детей как жизненная ценность семьи… 891 Егорова Н.Ю. Благополучие детей в фокусе трансформаций форм семьи………………………………………………….. 901 Ибрагимова А.А. Влияние воспитательного потенциала сельской семьи на процесс обучения детей (на примере муниципального района Республики Татарстан)….. 909 Ланцбург М.Е. Дудина А.А. Оценка матерью уровня развития ребенка раннего возраста……………………………………………….. 914 Ланцбург М.Е. Соловьева Е.В. О методике изучения взаимодействия матери и ребенка в раннем возрасте…………………………... 924 Маленова А.Ю. Воспитательные установки матери в зависимости от возраста ребенка…………………………………… 930 Масленникова Е.С., Кубылькина И.В. Анализ результатов за 1 год работы проекта медико-психологической поддержки семей с детьми раннего возраста с отягощенным анамнезом в перинатальном периоде «Растём вместе»………... 937 Митрофанова С.Ю. Семья в представлениях детей……………………… 947 Сивак Е.В., Козьмина Я.Я. Мамы первоклассников: обыденная педагогика…... 952 Филиппова Г.Г. Репродуктивная психология: психологические аспекты репродуктивной функции семьи………….. 975 Шевченко И.О. Отцы и дети после развода: риски взросления…… 984 Секция 9. Социальное сиротство в современной России. Вдовина М.В. Межпоколенческий конфликт в семье и социальное сиротство…………………………………………….. 995 Виноградова Ю.С. Исследование отношения россиян к принятию детей-сирот…………………………………………… 1005 Кандаурова Т.И., Митанова Е.И. К вопросу укрепления семейных форм устройства детей в современной России………………………… 1009 Князева Е.В. Детство как социокультурное явление…………….. 1022 Козлова Т.З. Истоки социального сиротства в России…………… 1031 Нестеров А.Ю. Особенности жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………… 1039 Орлова Е.В., Иванов А.С. Социализация личности людей, лишенных родительских прав ………………………………….. 1051 Осипова И.И. Актуальные вопросы системы защиты детства в России………………………………………………… 1070 Писаренко И.А. Cоциальное сиротство, как последствия безответственного родительства……………………. 1077 Тарченко В.С. Мотивы отказов от новорожденных (на примере РСО-Алания)…………………………………………. 1102 Секция 10. Подростковый возраст: социальные риски и доступные ресурсы в современном обществе. Бочавер А.А. Буллинг и позиция сотрудников школы: пилотажное исследование………………………….. 1112 Великоцкая А.М., Крысько А.А. Особенности сопровождения подростков-правонарушителей…………………………………… 1122 Дымова Т.Е. Инсарова Н.Г. Исследование влияния ситуации развода на бывших супругов и детей……………………………. 1132 Жилинская А.В. Психологическая готовность подростков к использованию Интернета………………………….. 1138 Кондрашкин А.В., Кузин П.А. Интернет как пространство общения: онлайн игры.. 1143 Лажинцева Е. М. Интернет: некоторые факторы развития зависимости………………………………………….. 1151 Никулина Н.Н. Давитян М.Г. Социально-правовые основы деятельности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних…………………………………. 1160 Тищенко М.В. Проявление инфантилизма у современных подростков……………………………………………. 1165 Федотова А.В., Собкин В.С., Адамчук Д.В. Мнение подростков о допустимости сексуальных отношений……………………………………………. 1171 Хломов К.Д. Риски подросткового возраста – актуальная ситуация, подходы…………………………………… 1180 Круглый стол 1. Социология детства в России и в мире: методология, методика и практика изучения сознания поведения детей. Региональные проблемы изучения детства. Представления детей о современном российском обществе: общественное мнение будущих модернизаторов. Особенности методологии и методики исследования сознания и поведения детей. Зборовский Г.Е. Шуклина Е.А. Засыпкин В.П. Дети в системе дополнительного образования северного города…………………………………….. 1188 Ильдарханова Ч.И. Подростки и мобильность в социологических исследованиях……………………………………….. 1199 Орех Е.А. Детская телесность как предмет социологического анализа: кейс - стади фотографии…………………... 1206 Яницкий О.Н. Из истории изучения детства (Вера Федоровна Шмидт, 1889-1937)…………………………………... 1215 Круглый стол 2. Экология предметного мира как основа социального благополучия детства. Гламуризация детства: социальный тренд или вызов обществу. Белик В.В. Особенности трудового воспитания и мотивации к труду у детей дошкольного возраста……………….. 1224 Даркина А.В. Гламуризация детства: кукла, гаджет, it-girl……….. 1229 Егорова Л.В. Социальные аспекты экологической безопасности... 1238 Конькина Е.В. Инфернальные игровые традиции в формировании образа жизни современных детей (на примере куклы Монстр-Хай)…………………………………. 1242 Мамонов Н.Е. Предметная среда детства: социально-экономический контекст……………………………. 1252 Марар О.И. Лещенко Е.М. Экологическое образование как способ развития эмоционально – ценностного отношения ребенка к окружающему миру…………………………………. 1256 Сосунова И.А. Экология предметного мира как фактор социального благополучия………………………….. 1264 Урмина И.А. Роль дизайна предметной среды в процессе коллективной социализации детей…………………. 1272 Хорват А.А. Интеллектуальный потенциал как социокультурный феномен…………………………. 1279 Царьков П.Е. Обращение к теории общественного идеала как реакция на изменение социального благополучия (историко-социологический аспект)……………….. 1288 Круглый стол 3. Девиантное поведение детей и подростков, его причины и пути коррекции. Гилинский Я.И. Девиантность подростков в России: генезис, тенденции, проблемы………………………………. 1297 Клейберг Ю.А. Пространство досуга как фактор формирования и развития нормативного и девиантного поведения детей и молодежи………………………………….. 1304 Мкртычян А.А. Влияние социальных факторов на отношение подростков к экстремизму…………………………. 1313 Рыбакова Л.Н. Роль отца в профилактике злоупотребления психоактивными веществами……………………… 1323 Синова И.В. Виктимизация и отклонение в процессе социализации детей трудящегося населения во второй половинеXIX–начале XX вв………………. 1330 Титова М.П. К вопросу о проблеме безнадзорности в современном российском обществе………………... 1338 Список авторов 1350 Рубрики: Социология профессий и профессиональных группСоциология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Иванова Е. Ю.Гувернер–иностранец в России: социальная мобильность, профессиональный статус и культурно–политический ресурс // Профессиональные группы: сообщества, деятельность и карьера: Коллективная монография / Отв. ред. В.А. Мансуров. – М.: ИС РАН; РОС, 2014.– С. 103-127. – СD ROM.Профессиональные группы: сообщества, деятельность и карьера: Коллективная монография / Отв. ред. В.А. Мансуров. – М.: ИС РАН; РОС, 2014.– 404 с. – СD ROM.Профессионалы в эпоху реформ: динамика идеологии, статуса и ценностей. Коллективная монография / Под ред. В.А. Мансурова.- М.: ИС РАН, РОС, 2013. - 315 с.Мансуров В. А., Иванова Е. Ю., Юрьев П. С.Социально-экономический запрос на повышение статуса инженера // Профессиональные группы в модернизирующемся российском обществе: [монография] [Электронный ресурс]/ [А.С. Голубева и др.]; отв. ред. В.А. Мансуров; ФНИСЦ РАН. Москва: ФНИСЦ РАН, 2018. С. 45-63. 1 СD ROM. Минимальные требования: операционная система – Windows Vista/ 7/ 8/ 10; процессор – Pentium 4 с частотой 1,5 ГГц и выше;1 Гб свободной оперативной памяти; наличие CD-привода; дисплей с разрешением не ниже 1280х960Климов И. А.Социальный состав и профессиональные ориентации российских обществоведов// Социальные науки в постсоветской России.- М.: Академический проект, 2005. - С. 203-217.