Социологическая диагностика и экспертиза: потенциал социологии для общества Волков Ю.Г.Социологическая диагностика и экспертиза: потенциал социологии для общества // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 37-50.Глава из книги: Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – 464 c. ISBN 594881289–8Размещена на сайте: 15.10.15Текст статьи.Ссылка при цитировании:Волков Ю.Г. Социологическая диагностика и экспертиза: потенциал социологии для общества // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 37-50.АннотацияАвтор преследует цель определить статус социологической диагностики и социологической экспертизы в контексте налаживания диалога общества, власти и социологов-профессионалов. Очевидно, считает автор статьи, социологическое знание переросло границы академической дисциплины, что соответствует логике развития социологической мысли и запросу общества на социальное знание для повышения массовой социальной компетентности. Для социологического сообщества встаёт вопрос осмысления критериев социологического диагноза и социологической экспертизы. Однако в настоящее время они часто трактуются лишь как исследовательские процедуры, принадлежащие сообществу учёных – специалистов в определённой сфере знания. В понимании социологических процедур наметился поворот к признанию социально-критической и социально-контрольной функции социологии. В статье содержится обоснование реализации социологического диагноза и экспертизы как процедур социального распознавания и социального проектирования на основе принятия концепта «действенной» социологической теории. Признание парадигмальности социологии не означает исчезновения разграничения между научным и ненаучным подходом к диагнозу и экспертизе. Социологический диагноз, как аналитика социального микроуровня и частных групп, требует верификации на уровне количественных методов. Процессы, связанные с экспертизой, включая данные социологического диагноза, направлены на реализацию качественных подходов. Исходя из этого положения, можно сказать, что для реализации диагностических и экспертных способностей требуется принять правила и принципы неосведомлённости. А это означает принятие статуса неопределённости в целях нахождения наиболее объяснительного и эвристического подхода, как исследовательского выбора, при учёте целевого критерия, отражающего позицию заинтересованных в социологической диагностике и экспертизе сторон. Опираясь на традицию «социологии для общества», автор статьи полагает, что разделение теоретического и эмпирического знания является следствием принятия социологического объективизма.Ключевые слова: позитивизм социологическое знание социологическая диагностика социологическая экспертиза социология для общества Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Маркин В. В.Региональная структура российского общества. Часть 2. Основные акторы региональных полей: взаимодействие на разных уровнях // Вестник ВЭГУ. 2016. № 4(84). С. 83-97.Маркин В. В.Региональная структура российского общества: проблемы социального воспроизводства. Часть 3: Основные треды социальной напряженности и конфликтогенности в российских регионах // Вестник ВЭГУ. 2016. № 5(85). С. 65-73.Дмитриев А. В.Реалии «нормальной аномии» молодежи: образование и идентичность (рецензия на книгу «Нормальная аномия» в России и современном мире: Коллективная монография / под общ. Ред. С.А. Кравченко. М.: МГИМО-университет, 2017. 281 с.) // Социология образования. 2018. № 4. С. 118-124.Маркин В. В., Силин А. Н., Воронов В. В.Образовательные траектории молодежи коренных малочисленных народов Севера: социально-пространственный дискурс // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 5. С. 141–154. DOI: 10.15838/esc.2019.5.65.9 Андреев А. Л., Кузнецова Т.В.Философские проблемы в теоретическом наследии К.Д. Ушинского (к 200-летию со дня рождения) // Вопросы философии. 2023. № 10. С. 16-26.