Сибирское исследование Константиновский Д.Л.Сибирское исследование // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 404-420.Глава из книги: Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – 464 c. ISBN 594881289–8Размещена на сайте: 16.11.15Текст статьи.Ссылка при цитировании:Константиновский Д.Л. Сибирское исследование // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 404-420.АннотацияСтатья посвящена так называемому «новосибирскому исследованию», инициированному в 1960-х гг. выдающимся отечественным социологом В. Н. Шубкиным и продолжаемому в настоящее время исследователями Института социологии РАН. В результате этого многолетнего проекта, нацеленного на социальные проблемы образования и молодёжи, удалось получить уникальный для мировой социологии динамический ряд протяжённостью в полстолетия. Накопленные эмпирические материалы позволили анализировать возникавшие на протяжении десятилетий социальные, экономические, демографические проблемы разных групп молодёжи — городской и сельской, юношей и девушек, выходцев из семей, представляющих различные социально-профессиональные группы. Создалась возможность реализовать исследование как статических «срезов», позволяющих судить об ориентациях и действительных жизненных путях молодёжи в определённые периоды, в конкретных экономических, политических, социальных, демографических условиях, так и динамики ориентаций и характера жизненных путей; зависимости их от изменения во времени ведущих факторов, детерминирующих эти условия. Удалось реализовать и прогностический потенциал проекта. Первая часть статьи содержит краткий очерк научной биографии В. Н. Шубкина, описание методики исследования и структуры информационной базы. Во второй части на материалах исследования показано, что изменения, происходившие в течение 50-летнего периода, значительно модифицировали картину социальной дифференциации молодёжи. Вольно или невольно, сфера образования оказалась вовлечённой в процессы социального отбора. Результаты видны по динамике состава выпускников дневных средних (полных) школ — той части молодёжи, которая смогла достичь этого рубежа в российской образовательной системе и тем самым открыла для себя доступ к достижению статусов, требующих высокого уровня образования, к максимальным возможностям выбора жизненной карьеры и занятию ведущих позиций в обществе. Менялась роль сферы общего образования в целом в осуществлении социального лифта, в формировании социальной структуры. Статья является первой из трёх, представляющих проект в данном выпуске Ежегодника.Ключевые слова: молодёжь образование социальная структура жизненные траектории неравенство социальная дифференциация Рубрики: Социология образованияИстория и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Константиновский Д. Л.От эмпирики к смыслам, от смыслов к осмыслению // Вопросы образования. 2012. № 4. C. 11-21.Константиновский Д. Л.Динамика ориентаций и социального поведения молодежи в сфере образования // Saarbruken, LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 363 с.Константиновский Д. Л., Шубкин В. Н.Молодежь и образование. - М.: Наука, 1977. - 159 с.Константиновский Д. Л.Неравенство в российском образовании: XX — начало XXI вв. // Образование и социальная дифференциация [Текст]: колл. моногр. / отв. ред. М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева ; Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики, Институт образования. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. С. 203-225.Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А.Рабочая молодежь сегодня // Вестник РГНФ. 2012. № 3 (68). С. 88-98.