Платон о соотношении обыденного и научного знания о справедливости Сапов В.В.Платон о соотношении обыденного и научного знания о справедливости // Обыденное и научное знание об обществе: взаимовлияния и реконфигурации: [монография] / Под ред. И.Ф. Девятко, Р.Н. Абрамова, И.В. Катерного. – Москва: Прогресс-Традиция, 2016. С. 96-118.Глава из книги: Обыденное и научное знание об обществе: взаимовлияния и реконфигурации: [монография] / Под ред. И.Ф. Девятко, Р.Н. Абрамова, И.В. Катерного. – Москва: Прогресс-Традиция, 2015. – 328 стр.ISBN 978-5-89826-445-1 Размещена на сайте: 18.11.15 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Сапов В.В. Платон о соотношении обыденного и научного знания о справедливости // Обыденное и научное знание об обществе: взаимовлияния и реконфигурации: [монография] / Под ред. И.Ф. Девятко, Р.Н. Абрамова, И.В. Катерного. – Москва: Прогресс-Традиция, 2016. С. 96-118.АннотацияСтатья посвящена рассмотрению представлений Платона о справедливом устройстве государства и основана в основном на его диалоге «Государство». Поскольку Платон использует такие понятия как «знание», «мнение» и «незнание», в первую очередь анализируется их соотношения с современными представлениями об обыденном и научном сознании. Основной тезис статьи таков: обыденное сознание не имеет определенного, а иногда и вообще никакого представления о справедливости, но чутко реагирует на любое проявление несправедливости. Эти отрицательные реакции научное сознание анализирует и теоретически обосновывает, придавая им положительный смысл в виде всякого рода теорий справедливости (у Платона – «идея» справедливости»). Затем эта идея справедливости овладевает и обыденным сознанием, принимая образ «идеала» справедливости, который, будучи воплощен в социальной практике, порождает новую несправедливость. На примере Платона показана ущербность научного сознания, пытающегося навязать сознанию обыденному свои теоретические представления о справедливости вместо того, чтобы путем эмпирических исследований выяснять представления этого сознания о несправедливости и соответствующим образом корректировать социальную политику. Основная коллизия соотношения научного и обыденного знания о справедливости заключается в претензии первого дать окончательное и вечное определение справедливости («идея» справедливости у Платона») и неспособности второго обосновать свое представление о несправедливости.Ключевые слова: платон социальная утопия социальное знание Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Сапов В. В.Питирим Сорокин: писатель, поэт, садовод // Сорокин П.А. Прачечная человеческих душ: Художественные произведения. 1907–1923 / Сост., подг. текста, вступ. ст. и коммент. В.В. Сапова и М.В. Ломоносовой. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2017. – 512 с. (Питирим Сорокин. Собрание сочинений). С. 7-22.Сорокин П.А. Статьи и рецензии, написанные в Соединенных Штатах (1924-1927 гг.) // Наследие. 2016. № 2(9). С. 151-167.Сапов В. В.Краткий обзор наиболее известных учений о справедливости (от Платона до Дж. Ролза) // Социальная справедливость в русской общественной мысли: монография / Ю. Б. Епихина [и др.] ; отв. ред. Ю. Б. Епихина. — 2-е изд., стер. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 221 с. — (Серия : Актуальные монографии). С. 23-35История теоретической социологии. Предыстория социологии: Учебное пособие для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. - (`концепции`, `фундаментальный учебник`). - М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010. - 274 с.Давыдов Ю. Н., Ковалева М.С., Кравченко А.И., Сапов В. В., Филиппов А. Ф.История теоретической социологии. В 5 томах. Т. I. От Платона до Канта (Предыстория социологии и первые программы науки об обществе). — М.: Наука. I полугодие 1995. — 270 с.