Европейская ценностная типология и базовые ценности россиян



Магун В.С., Руднев М.Г., Шмидт П.
Европейская ценностная типология и базовые ценности россиян // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2015. Т. 121. № 3-4. С. 74-93.
ISSN 2070-5107

Размещена на сайте: 10.02.16

Текст статьи.


Ссылка при цитировании:

Магун В.С., Руднев М.Г., Шмидт П. Европейская ценностная типология и базовые ценности россиян // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2015. Т. 121. № 3-4. С. 74-93.
Vladimir Magun, Maksim Rudnev, Peter Schmidt. Russian Basic Human Values through the Lens of the European Value Types // Russian Public Opinion Herald. Data. Analysis. Discussions. 2015. No.3-4 (121). P.74-93.

Аннотация

1. На основе ценностей, измеренных вопросником Ш. Шварца, с помощью анализа латентных классов (АЛК) население 32 европейских стран было объединено в пять транснациональных ценностных типов (классов). Было показано, что все эти ценностные типы представлены в России. Почти все российское население распределено между классами, различающимися по оси Социальная – Индивидуалистическая ориентация, а именно между классами Сильной социальной, Слабой социальной, Слабой индивидуалистической и Сильной индивидуалистической ориентации. Кроме того, 2-3% населения оказалось в классе ценностей Роста. 2. Показано, что представители российских индивидуалистических классов характеризуются бóльшими, чем представители классов социальной ориентации, объемами разнообразных ресурсов, находящихся (или находившихся) в распоряжении индивида. Это проявляется также в более высоких показателях удовлетворенности и счастья и в более высоких самооценках. Российским ценностным классам социальной ориентации присуща главным образом вертикальная социальность, проявляющаяся в ориентации на авторитеты и прежде всего на государство, в отличие от горизонтальной социальности класса ценностей Роста, почти не представленного в России. Ориентация на вертикальные отношения присутствует и у представителей индивидуалистических классов, но для них важно, наоборот, стремление поставить себя выше других людей. 3. За четыре года, разделяющие 4-й и 6-й раунды Европейского социального исследования, произошел статистически значимый проиндивидуалистический сдвиг в распределении россиян между ценностными классами. Если в 2008г. в российском населении наблюдалось небольшое преобладание людей с социально ориентированными ценностями, то к 2012г. баланс изменился на противоположный, и стало больше индивидов с индивидуалистически ориентированными ценностями. Это произошло, главным образом, за счет проиндивидуалистичекого сдвига в ценностях молодых поколений россиян. По состоянию на 2012 год Россия по суммарной доле двух индивидуалистических ценностных классов Россия оказалась в Европе в четверке лидеров (вместе с Венгрией, Португалией и Чехией); только у этих 4 европейских стран и еще у Израиля доля населения, оказавшегося в индивидуалистически ориентированных ценностных классах, превышает 50%. 4. Таким образом, не подтверждается представление о феноменах культуры как неизменных сущностях («архетипах», «культурных генотипах», «институциональных матрицах»), жестко ограничивающих характер и содержание общественных процессов. Сравнения ценностных классов, как и прежние наши исследования, основанные на сравнении отдельных ценностных переменных, не подтверждают и приписываемой россиянам особой склонности к бескорыстному альтруизму, коллективизму, «соборности». Вообще, полученные результаты свидетельствуют, что «по сравнению с другими странами, находящимися на схожем уровне экономического и политического развития, Россия скорее соответствует норме, чем является исключением». Наиболее дефицитным для России, как и для большинства других постсоциалистических стран, является ценностный класс Роста, сочетающий приверженность социальным ценностям Заботы (альтруизма, толерантности, равенства и справедливости) и индивидуалистическим ценностям Открытости (самостоятельности, смелости и стремления к новизне). Этот класс с трудом описывается в терминах привычных оппозиций индивидуального-коллективного или материального-духовного, но именно он отличает население продвинутых европейских стран.

Ключевые слова:

базовые ценности ценностные классы европы россия basic human values european value classes russia

Оглавление

Рубрики:

Социология личности



Возможно, вам будут интересны другие публикации: