Потребительское поведение средних слоев в условиях кризиса Мареева С.В.Потребительское поведение средних слоев в условиях кризиса // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017. Т. 9. № 1. С. 88-104.ISSN 2076-6297DOI: 10.17835/2076-6297.2017.9.1.088-104РИНЦ: http://elibrary.ru/item.asp?id=28847327Размещена на сайте: 19.04.17Текст статьи на сайте журнала: URL: http://hjournal.ru/files/JIS_9_1/JIS_9.1_6.pdfСсылка при цитировании:Мареева С.В. Потребительское поведение средних слоев в условиях кризиса // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017. Т. 9. № 1. С. 88-104. DOI: 10.17835/2076-6297.2017.9.1.088-104.Mareeva, Svetlana V. Consumption Behavior of Middle Strata in Times of Economic Crisis. Journal of Institutional Studies, 2017, Vol. 9 (no. 1), p. 88-104 DOI: 10.17835/2076-6297.2017.9.1.088-104.АннотацияВ статье на данных общероссийских репрезентативных исследований ИС РАН 2014-2016 гг. проведен анализ особенностей потребления среднедоходных слоев в условиях кризиса. Показано, что хотя в современном российском обществе среднедоходные группы составляют сегодня большинство, они при этом не могут быть напрямую соотнесены со средним классом в его классовой трактовке. При этом среднедоходные слои неоднородны между собой по многим признакам, в том числе и особенностям потребления. Их стандарт жизни остается достаточно скромным, хотя и заметно превышает стандарт выживания, а новые экономические условия привели к широкому распространению среди них практик экономии – прежде всего, на потреблении, затем – на отдыхе. Экономия достаточно серьезно повлияла и на инвестиции в человеческий капитал – образование и медицинские услуги (в большей степени экономия этого типа свойственна представителям нижней среднедоходной группы, чем верхней). Хотя представители средних слоев достаточно активно используют платные медицинские услуги (и относительно реже – образовательные), причиной этого заметно чаще является отсутствие или недоступность бесплатных аналогов, нежели поиск услуг более высокого качества, т.е. это для них в определенной степени вынужденный выбор. Обновление товарного набора средних слоев в условиях кризиса проходит не так активно, но их стандартные наборы товаров длительного пользования за последние два года все же достаточно заметно расширились – прежде всего, за счет относительно сложной техники, которую они постепенно переводят из разряда инновационной в состав расширенного набора. В этом плане верхняя среднедоходная группа успешно выполняет функцию инновационного потребителя.Ключевые слова: доходы потребление среднедоходные слои средний класс стратегии адаптации income consumption middle-income groups middle class adaptation strategy Рубрики: Социальная структура и стратификацияСоциология повседневных практикВозможно, вам будут интересны другие публикации:The Middle Income Group in China and Russia. Research Series on the Chinese Dream and China’s Development Path. / Eds. by P. Li, M.K. Gorshkov. Singapore: Springer, 2021. - 373 p.Anikin V. A.Employment and Work of Middle Income Groups // The Middle Income Group in China and Russia. Research Series on the Chinese Dream and China’s Development Path. / Eds. by P. Li, M.K. Gorshkov. Singapore: Springer, 2021. P. 51-67.Mareeva S.V. Middle Class: System of Values and Perceptions on Country’s Development Vector // Journal of Economic Sociology (Latvia). 2015. Vol. 3. No. 1. P. 39-54.Tikhonova N. E., Karavay A. V.Trajectories of the Middle Class’s Evolution in Modern Russia // The Middle Income Group in China and Russia. Research Series on the Chinese Dream and China’s Development Path. / Eds. by P. Li, M.K. Gorshkov. Singapore: Springer, 2021. P. 17-35.Latov Y. V., Petukhov V. V.The Level of Social and Political Activities Among Middle Income Groups in Russia // The Middle Income Group in China and Russia. Research Series on the Chinese Dream and China’s Development Path. / Eds. by P. Li, M.K. Gorshkov. Singapore: Springer, 2021. P. 315-335.