Социальные смыслы глобальных процессов и перемен: механизмы и катализаторы [монография] [Электронный ресурс] Адамьянц Т.З.Социальные смыслы глобальных процессов и перемен: механизмы и катализаторы [монография] [Электронный ресурс] / Т. З. Адамьянц; Институт социологии РАН. М.: Институт социологии РАН, 2017. – 69 с. // Официальный портал ИC РАН [веб-сайт]. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=5020. ISBN-978-5-89697-287-7Размещена на сайте: 16.05.17Текст книги.Ссылка при цитировании:Адамьянц Т.З. Социальные смыслы глобальных процессов и перемен: механизмы и катализаторы [монография] [Электронный ресурс] / Т. З. Адамьянц; Институт социологии РАН. М.: Институт социологии РАН, 2017. – 69 с. // Официальный портал ИC РАН [веб-сайт]. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=5020. Adamyants T.Z. Social meanings in global processes and changes: mechanisms and catalysts [monograph] [electronic resource] / T.Z. Adamyants; Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences. М.: Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, 2017. -100 p.//Official Portal of IS RAS [Web site]. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=5020АннотацияВ работе рассматривается взаимосвязь между циркулирующими в социокультурном пространстве смыслами, «картинами мира» миллионов людей и глобальными процессами и переменами. Концепт «смысл» рассматривается как наличествующий в любом целостном, завершенном коммуникативном акте, пропагандистской кампании, череде взаимосвязанных событий и т.д. виртуальный многоуровневый конструкт, ориентированный на константную мотивационно-целевую доминанту. Анализ циркулирующих в современном социокультурном пространстве смыслов и коммуникативных способов их создания, особенно тех, что искусственно созданы для целей манипуляции, изучение особенностей реагирования на них разных групп аудитории, в том числе групп, различающихся качеством понимания смысла воспринятых произведений, информационных кампаний является важной задачей социальной науки. Исследуются также научные представления об эффективных способах и приемах коммуникативных взаимодействий и их влияние на социально значимые процессы. Только единое смысловое пространство и коммуникация, ориентированная на диалог с взаимопониманием, могут обеспечить конструктивные действия и взаимодействия между странами, социумами, людьми. Монография адресована исследователям социальных процессов, ученым и специалистам в сферах социальной коммуникации и развития личности.Ключевые слова: смысл интенциональность социокультурая среда социоментальные группы глобальные процессы: модели коммуникации манипуляция диалог: взаимопонимание meaning intentionality socio-cultural sphere sociomental groups global processes: model of communication manipulation dialogue understanding Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеВведение ......................................................................................................................................................4 Глава 1.Процессы смыслотворчества и их влияние на глобальные процессы и перемены ................8 1.1. Научные представления о смысле и понимании смысла.................................................................9 1.2. Общие принципы выявления смысловых доминант (метод интенционального, или мотивационно-целевого анализа процессов общения)........................................................................15 1.3. Латентные технологии смыслотворчества в современных информационных войнах................19 1.3.1.Ментальные ловушки манипулятивного действия...................................................................20 1.3.2.«Смысловые снаряды» эмоционального влияния....................................................................22 1.3.3. Многоходовые воздейственные кампании ..............................................................................24 1.4. О влиянии современных научных концепций на процессы смыслотворчества ..........................25 Глава 2.Модели коммуникации как смыслы глобального значения ...................................................29 2.1.Модель линейная (Г.Д. Лассуэлл)..................................................................................................30 2.2.Модель интеракционистская (Т.Ньюкомб)...................................................................................32 2.3.Модель диалогическая (Т.М. Дридзе)...........................................................................................33 2.4. Модель координированного управления смыслообразованием (Б.Пирс и В. Кронен)..........34 Глава 3. Влияние особенностей смысловосприятия на глобальные процессы и перемены.............37 3.1. Типичные варианты восприятия представителей разных социоментальных групп....................39 3.1.1. Группа адекватного восприятия.................................................................................................40 3.1.2. Группа частично адекватного восприятия.................................................................................42 3.1.3. Группа неадекватного восприятия.............................................................................................43 3.2. Современные информационные противостояния и «мысль народная»......................................45 3.2.1. Рейтинги авторитетных личностей в «картинах мира» современной учащейся молодежи (студентов вузов и старшеклассников)................................................................................................47 3. 2.2.Рейтинги авторитетных личностей в «картинах мира» современной рабочей молодежи..48 Глава 4. Современные научные взгляды о задачах развития личности и их влияние на глобальные процессы и перемены...............................................................................................................................50 4.1. Экскурс в прошлое (ментальность вчера и сегодня).......................................................................58 Глава 5. Задачи и принципы работы социального исследователя в современных смысловых противостояниях........................................................................................................................................60 Подведем итоги (вместо заключения) ....................................................................................................63 Список литературы....................................................................................................................................67Рубрики: Социология коммуникацийСоциология управленияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Адамьянц Т. З.Социоментальное развитие личности как стратегическая задача России // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. – М., 2016. – Ч. 2. С. 10-13.Адамьянц Т. З.Предмет и задачи современной социологической науки о социальной коммуникации // Социальная коммуникация в современном российском обществе: сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 20 октября 2022 г.) / Отв. ред. В. А. Мансуров, Т. З. Адамьянц; ред. Е. Ю. Иванова, П. С. Юрьев. – Москва: РОС ; ФНИСЦ РАН, 2023. С. 11–17. 1 электрон. опт. диск. (CD-ROM).Адамьянц Т. З.Социоментальные группы // Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А.В. Тихонов – М.: КРАСАНД, 2015. С. 352-354.Adamyants, Т. (2018). Sociomental groups in social cognition. Communications. Media. Design, 3(2), 98-110. Retrieved from https://cmd-journal.hse.ru/article/view/8000Адамьянц Т. З.Социальные коммуникации : учебник для вузов / Т. З. Адамьянц. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 200 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06898-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455337 (дата обращения: 21.09.2020).