Социогенез провокации и психопортрет провокатора (историко-философское провидчество Андрея Белого в романе «Петербург»)



Дмитриев А.В., Задорожнюк И.Е.
Социогенез провокации и психопортрет провокатора (историко-философское провидчество Андрея Белого в романе «Петербург») // Вопросы философии. 2017. № 5. С. 124-137.
ISSN 0042-8744

Размещена на сайте: 10.11.17

Текст статьи на официальном сайте журнала URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1643&Itemid=52


Ссылка при цитировании:

Дмитриев А.В., Задорожнюк И.Е. Социогенез провокации и психопортрет провокатора (историко-философское провидчество Андрея Белого в романе «Петербург») // Вопросы философии. 2017. № 5. С. 124-137.
Dmitriev A. V., Zadorozhnyuk I. E. (Historiosophical Presentiments of Andrey Beliy’s in the Novel 'Petersburg'”), Voprosy Filosofii, Vol. 5 (2017), pp. 124-137.

Аннотация

Обосновывается историософский взгляд на роман Андрея Белого «Петербург», который позволяет трактовать провокации как мегатенденцию века с допущением самоистребительного глобального конфликта. Исследование социально деструктивных провокаций, описанных в романе, приводит к выводу, что они в основном сингулярны – единичны и мало похожи одна на другую, но при этом неизживаемы. Их инварианты можно отыскать в самой личности провокатора, которой присуще особое соотношение экстравертивности/интровертивности, полезависимости/поленезависимости и спонтанности/рефлексивности. В статье обращается внимание на необходимость учета социальных контекстов провокации, которые изучаются самыми различными специалистами во всех странах и регионах, хотя результаты такого изучения чаще всего не манифестируются для массовой аудитории и слабо поддаются научному обобщению. Наука ориентирована на объективные исследования, в процессе же художественного освоения то, что включено в человеческую деятельность, не отделяется от субъективных факторов, берется в своеобразной «склейке» с ними. Поэтому именно художественное воображение Андрея Белого смогло предсказать масштабы катастроф ХХ в. и осознать их истоки.

Ключевые слова:

провокация историософский подход сингулярность непредсказуемость художественное воображение provocation historiosophical approach тsingularity unpredictability artistic imagination

Оглавление

Рубрики:

Социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: