Социогенез провокации и психопортрет провокатора (историко-философское провидчество Андрея Белого в романе «Петербург») Дмитриев А.В., Задорожнюк И.Е.Социогенез провокации и психопортрет провокатора (историко-философское провидчество Андрея Белого в романе «Петербург») // Вопросы философии. 2017. № 5. С. 124-137.ISSN 0042-8744Размещена на сайте: 10.11.17Текст статьи на официальном сайте журнала URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1643&Itemid=52Ссылка при цитировании:Дмитриев А.В., Задорожнюк И.Е. Социогенез провокации и психопортрет провокатора (историко-философское провидчество Андрея Белого в романе «Петербург») // Вопросы философии. 2017. № 5. С. 124-137.Dmitriev A. V., Zadorozhnyuk I. E. (Historiosophical Presentiments of Andrey Beliy’s in the Novel 'Petersburg'”), Voprosy Filosofii, Vol. 5 (2017), pp. 124-137.АннотацияОбосновывается историософский взгляд на роман Андрея Белого «Петербург», который позволяет трактовать провокации как мегатенденцию века с допущением самоистребительного глобального конфликта. Исследование социально деструктивных провокаций, описанных в романе, приводит к выводу, что они в основном сингулярны – единичны и мало похожи одна на другую, но при этом неизживаемы. Их инварианты можно отыскать в самой личности провокатора, которой присуще особое соотношение экстравертивности/интровертивности, полезависимости/поленезависимости и спонтанности/рефлексивности. В статье обращается внимание на необходимость учета социальных контекстов провокации, которые изучаются самыми различными специалистами во всех странах и регионах, хотя результаты такого изучения чаще всего не манифестируются для массовой аудитории и слабо поддаются научному обобщению. Наука ориентирована на объективные исследования, в процессе же художественного освоения то, что включено в человеческую деятельность, не отделяется от субъективных факторов, берется в своеобразной «склейке» с ними. Поэтому именно художественное воображение Андрея Белого смогло предсказать масштабы катастроф ХХ в. и осознать их истоки.Ключевые слова: провокация историософский подход сингулярность непредсказуемость художественное воображение provocation historiosophical approach тsingularity unpredictability artistic imagination Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавление Рубрики: СоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Дмитриев А. В.Провокация: консервативная интерпретация // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура: научный и социокультурный журнал. – М.: МГУ ПС (МИИТ), 2017. – Вып. №3(62). – 155с. С. 48-55.Маршак А. Л.Провокативные тенденции в художественной культуре современной России // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов [Электронный ресурс]: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В.А. Мансуров; ред. Е.Ю. Иванова. – Москва: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. C. 3460-3465. 1 электрон. опт. диск 12 см. (CD-ROM) Селиверстова Н. А., Сорокин О. В., Ооржак С.У.Смысловые компоненты в представлениях о родине тувинской студенческой молодежи // Новые исследования Тувы. 2023, № 1. С. 110-124.