(2017) Питирим Сорокин и его теория революции Черныш М.Ф.(2017) Питирим Сорокин и его теория революции // Мир России. Т. 26. No 4. С. 71–96. DOI: 10.17323/1811-038X-2017-26-4-71-96ISSN 1811-038XDOI: 10.17323/1811-038X-2017-26-4-71-96Размещена на сайте: 10.11.17Текст статьи на официальном сайте журнала: URL: https://mirros.hse.ru/article/view/7031/7532Ссылка при цитировании:Черныш М.Ф. (2017) Питирим Сорокин и его теория революции // Мир России. Т. 26. No 4. С. 71–96. DOI: 10.17323/1811-038X-2017-26-4-71-96 DOI: 10.17323/1811-038X-2017-26-4-71-96.Chernysh M. (2017) Pitirim Sorokin and His Theory of Revolution. Mir Rossii, vol. 26, no 4, pp. 71–96 (in Russian). DOI: 10.17323/1811-038X-2017-26-4-71-96 DOI: 10.17323/1811-038X-2017-26-4-71-96.АннотацияРоссийско-американский социолог Питирим Сорокин обобщил свои мысли о Февральской и Октябрьской революциях в нескольких работах. В автобиографии «Длинная дорога» собраны воспоминания о том, как он присоединился к революционному движению, вступил в партию эсеров, агитировал рабочих и крестьян за свержение царского режима. После победы Февральской революции Сорокин стал одним из активных сторонников Временного правительства, секретарем Александра Керенского. Живые впечатления той эпохи он объединил не только в автобиографии, но и записках, в которых отражены развитие событий, стихия революционного хаоса, постепенно захвативших Россию в 1917 году. В работе «Социология революции» Сорокин сделал попытку (возможно, одну из первых) создать на основе российских событий собственную теорию революции. В ней он опирается на новейшую, с его точки зрения, теорию условных и безусловных рефлексов. В период революции, полагал он, общество входит в состояние, когда обеспечивающие социальный порядок условные рефлексы перестают оказывать свое сдерживающее влияние. Социальный порядок, который поддерживается условными рефлексами, распадается, уступая месту стихийным, деструктивным, животным по своей природе рефлексам. Теория революции Сорокина получила благоприятные отзывы среди его американских коллег, однако в Европе, а также в среде российской эмиграции она рассматривалась, скорее, как анти - большевистский манифест, не имеющий серьезной научной ценности. В сорокинской теории революция представала событием, вырванным из истории и не имеющим ни предпосылок, которые создавались политикой предыдущей власти, и ни последствий не только негативного, но и позитивного свойства. Тем не менее при всех своих недостатках теория революции Сорокина сохраняет свою ценность для российской социологии и как свидетельство эпохи, и как критика российской склонности к «историзму», заключающемуся в попытке отыскать ответ на сложные вопросы в стихии насильственной смены власти.Ключевые слова: социальные изменения революция отношения власти институт собственности интегральная теория social change revolution power relations property and ownership integral theory Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Куприянов В.А.Проблема обоснования права на революцию в политической философии Дж. Локка и И. Г. Фихте // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 213-221.Ермолаева Ю. В.Проэкологическое поведение и климатический менеджмент // Вопросы управления. 2023. Т. 17, № 4. С. 81-94.Сапов В. В.Свержение идола революции // Сорокин П.А. Листки из русского дневника – и 30 лет спустя / Сост., перевод, подгот. текста, вступ. ст. и коммен. В.В. Сапова. – СПб.: Скифия-принт, 2020. – С. 5-33.Сапов В. В.Питирим Сорокин и В.И. Ленин // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. 2017. Вып. 1. С. 10–33.Антоновский А.Ю., Бараш Р. Э.От эволюции общества к эволюции науки // Философия политики и права. 2017. № 8. С. 8-27.