Работа, образование и грамотность в России: проблема неконсистентности
Попов Д.С., Стрельникова А.В.
Работа, образование и грамотность в России: проблема неконсистентности // Журнал исследований социальной политики. 2017. Т. 15. № 2. С. 267-280.
ISSN 1727-0634
DOI: 10.17323/727-0634-2017-15-2-267-280
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=29660444
Размещена на сайте: 20.11.17
Текст статьи на сайте журнала: URL: https://jsps.hse.ru/article/view/6848/7425
Ссылка при цитировании:
Popov D.S., Strelnikova A.V. Work, Education and Literacy in Russian Society: The Problem of Inconsistency. Social Policy and Labor, VOL 15, NO 2 (2017): 267-280. DOI: 10.17323/727-0634-2017-15-2-267-280.
Аннотация
Статья посвящена исследованию проблемы неконсистентности (несоответствия) в сфере образования и труда. Мы используем результаты международного исследования компетентности взрослых (PIAAC), в рамках которого на репрезентативной для страны выборке были измерены грамотность чтения и математическая грамотность людей трудоспособного возраста. Тестовые результаты в странах ОЭСР демонстрируют связь с уровнем формального образования, однако в России мы наблюдаем несколько отклонений. Анализ позволил выявить три вида неконсистентности. Мы обнаружили, что в России не наблюдается линейной зависимости между уровнем формального образования и измеренной грамотностью. Прирост компетентности замедляется на уровне высшего образования, тогда как на нижних образовательных уровнях – на фоне ведущих мировых стран – падения грамотности не наблюдается. При сравнении России с развитыми странами выяснилось, что большая доля людей с низким уровнем грамотности занимает высококвалифицированные рабочие места. При оценке распределения людей с тем или иным формальным образованием на рынке труда в России мы видим картину весьма близкую к той, что наблюдается в странах ОЭСР. По всей видимости, эта неконсистентность была скрыта из-за недостаточной надежности для нашей страны основного (а в большинстве случаев – единственного) и для социологических, и для экономических исследований образовательного индикатора: наличия диплома об образовании. Третий эмпирический результат демонстрирует соотношение важности измеренной грамотности и наличия диплома при трудоустройстве. В нашей стране оба фактора оказываются значимыми, но измеренная грамотность сильнее связана с шансом быть трудоустроенным по сравнению с формальным дипломом. При этом различие по уровню доходов между респондентами с низким и высоким уровнем грамотности в России значительно меньше, чем в странах ОЭСР. Интерпретация результатов количественных измерений реализована с привлечением качественных данных проекта по исследованию жизненных траекторий.
Ключевые слова:
социальное неравенство образование статусная неконсистентность social inequality education status inconsistencyРубрики:
Социальная структура и стратификацияВозможно, вам будут интересны другие публикации:
- Popov, D., Strelnikova, A. Inconsistency between educational attainment and literacy: The case of Russia. Communist and Post-Communist Studies, 2019, Vol. 52, Issue 3, pp. 259-269.
- Strelnikova A. Education, New Technologies and Inequality in Contemporary Russia. In: Handbook on Sociology of Inequalities in BRICS Countries. London: Frontpage, 2023. P. 124-138.
- Коленникова Н. Д.
Экономический статус занятых россиян: соотношение объективного и субъективного // I Российско-Иранский социологический форум. Сборник тезисов докладов участников форума (Москва, 16 – 18 ноября 2020 г.) / Отв. ред. С. В. Рязанцев, Т. К. Ростовская; ФНИСЦ РАН. – М.: ИТД ПЕРСПЕКТИВА, 2020. С. 302-313. - Стрельникова А. В.
Изменение социальной структуры в контексте жилищной стратификации // Информационно-аналитический бюллетень (ИНАБ). Современные подходы к изучению социальной структуры современного российского общества. 2024. № 2. C. 103-113. - Коленникова Н. Д.
Квалификационные статусы работающих россиян: иерархия и особенности распределения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 6. С. 112—129.