Кризис репрезентации в социальных науках на рубеже 1980-1990х гг.: критика процесса познания и социологических нарративов Руденко Н.И.Кризис репрезентации в социальных науках на рубеже 1980-1990х гг.: критика процесса познания и социологических нарративов // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 51. № 1. С. 207-222.ISSN 1811-833XРИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=29289854Размещена на сайте: 04.01.18 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Руденко Н.И. Кризис репрезентации в социальных науках на рубеже 1980-1990х гг.: критика процесса познания и социологических нарративов // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 51. № 1. С. 207-222.Rudenko N. Krizis reprezentacii v social'nyh naukah na rubezhe 1980-1990h gg.: kritika processa poznanija i sociologicheskih narrativov. Filosofija i jepistemologija nauki, 2017, Vol. 51, № 1, pp. 207-222 Аннотация«Кризис репрезентации» - это дискуссия середины 1980-1990-х гг. в социальных науках, в ходе которой были поставлены под сомнение легитимность больших социологических теорий, проведена деконструкция научных текстов и раскритикован процесс научного познания, основанного на позитивистских принципах. В данной статье автор предлагает анализ интеллектуального контекста развития социальных наук (социологии и антропологии), который привел к данному кризису, а также характеризует сам кризис в двух измерениях. Прежде всего, кризис коснулся процесса познания в социальных науках, основанного на принципе единства методов и понятий: ряд социальных исследователей продемонстрировал роль языка в конструировании, а не отражении, реальности. Другие авторы указали на неявное моральное и политические измерение научной работы, наконец, третьи подвергли деконструкции фигуру ученого и представления о том, что такое реальность в социологических исследований. Кроме того, кризис проявился в критике построения научных текстов, в которых были обнаружены имплицитные смыслы и риторические фигуры. На взгляд автора, интерес в реконструкции кризиса репрезентации состоит в необходимости более рефлексивного подхода к собственной научной деятельности сегодня. Ключевые слова: кризис репрезентаций социальные науки научное познание научный текст постструктурализм постмодернизм критическая теория the crises of representation social sciences scientific process of knowing scientific text poststructuralist postmodernism critical theory Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавление Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Лурье С. В.Постмодернизм как мировоззрение молодежи? // Общественные науки и современность. 2020. № 4. C. 31–40.Фомина В. Н.Постмодернизм как симптом кризисного сознания XX в. в работах Ю.Н. Давыдова// Давыдовские чтения: исторические горизонты теоретической социологии. Сборник научных докладов симпозиума, 13-14 октября 2011 г. [Текст] / Под ред. И.Ф. Девятко, Н.К. Орловой. - М.: Институт социологии РАН, 2011. - 276 с.- 200 экз. (в обл.). С. 228-233.Антоновский А.Ю., Бараш Р. Э.Как сегодня возможна критика Макса Вебера? // Вопросы философии. 2019. № 8. С. 10-14.Браславский Р. Г.Смена моделей метатеоретизирования в социологии в контексте дисциплинарной реконфигурации социальных наук // Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В. А. Ядова). [Электронный ресурс]. Международная научная конференция (Москва, 28–30 ноября 2019 г.). Сборник материалов / Ответственный редактор. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2019. С. 229-234.Подвойский Д. Г.Лабиринтами Матрицы: осваивая социальный конструкционизм // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. No 4. С. 60—92. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.1644.