Афины versus Иерусалим? Отношение к научному знанию в Византии
Сенина Т.А.
Афины versus Иерусалим? Отношение к научному знанию в Византии // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2017. – Т. 22, № 5. – С. 192–204. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2017.5.18
ISSN 1998-9938; eISSN 2312-8704
DOI: 10.15688/jvolsu4.2017.5.18
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=30681628
Размещена на сайте: 12.02.18

Ссылка при цитировании:
Senina T.A. (nun Kassia). Athens Versus Jerusalem? The Attitude Towards Scientific Knowledge in Byzantium. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seri y a 4, Istori y a. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheni y a [Science J ournal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2017, vol. 22, no. 5, pp. 192-204 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2017.5.18 DOI: 10.15688/jvolsu4.2017.5.18.
Аннотация
Отношение к светской, «эллинской» учености в Византии менялось со временем. Византийцы отказались от неприятия первыми христианами любой «языческой» мудрости, допустив ее изучение для общего образования, а также в качестве инструмента в спорах с еретиками. К IX в. христиане перестали опасаться конкуренции с религией язычников, и интерес к эллинской культуре стал быстро повышаться. В XI в. интеллектуалы не только изучали античных авторов, но порой пытались с опорой на их взгляды дать окружающей действительности объяснения, альтернативные православным. К XIV в. византийские ученые продвинулись по этому пути еще дальше, вместо мистического созерцания Бога прославляя «созерцание сущих», научно-теоретическое познание действительности как жизненный идеал образованного человека – установка, плодотворная для дальнейшего развития наук. Мировоззрение византийских гуманистов основывалось не только на любви к античной культуре, но противостояло церковному истеблишменту, выходя из жестких рамок православия на поле экспериментов с языческой философией, к философскому, а в перспективе и к научному поиску. Но вскоре в Византии возник спор об исихазме, и победа паламитов вызвала рост иных настроений: Григорий Палама в пылу полемики утверждал, что светские науки не нужны и даже вредны для благочестия. Ответ на такой консерватизм дал в XV в. последний философ Византии – Георгий Гемист Плифон, чьи взгляды, несмотря на радикальность, философски были развитием предыдущих тенденций византийской мысли. Высшая добродетель для Плифона состояла не в отречении от всего вещественного ради созерцания Бога, а в научном и философском осмыслении действительности: человек это «зритель на празднике» жизни, призванный наблюдать за сущими и исследовать их. В целом жизненная философия Плифона, свободная от рамок христианской парадигмы, является настоящим гимном разуму и науке.
Ключевые слова:
история византии история наук христианство секуляризм гуманизм byzantine history history of science christianity secularism humanismРубрики:
Смежные дисциплиныВозможно, вам будут интересны другие публикации:
- Малинов А. В.
Плоды просвещения: размышление над книгой Г. И. Смагиной «“Познать науку исторически…”: российская история науки в первые десятилетия XX века» // Вопросы истории естествознания и техники. 2022. № 1. С. 170–177. - Малинов А. В.
Византийское наследие России в интерпретации В. И. Ламанского // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 74-84. - Бердяев Н.А. Христианство. Марксизм. Экзистенциализм / Н.А. Бердяев; сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. В.В. Сапова. — М.: Академический проект; ФНИСЦ РАН; Трикста, 2022. — 907 с. — (Философские технологии: русская философия).
- Мухачев В. В.
«Вторая скрипка» Маркса. К 200-летию со дня рождения Фридриха Энгельса // Свободная мысль. 2020. № 5. С. 200-217. - Мчедлова М. М.
Социология религии во Франции после 1945 // Энциклопедический словарь социологии религии / Под редакцией М. Ю. Смирнова. — СПб.: Платоновское философское общество, 2017. — 508 с. С. 391-393.