(2017). Социальные сервисы для пожилых: формальные и неформальные правила и практики. The Journal of Social Policy Studies, 15(4), 573-588. https: ... Парфенова О.А.(2017). Социальные сервисы для пожилых: формальные и неформальные правила и практики. The Journal of Social Policy Studies, 15(4), 573-588. https://doi.org/https://doi.org/10.17323/727-0634-2017-15-4-573-588ISSN 1727-0634DOI: 10.17323/727-0634-2017-15-4-573-588РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=32301904Размещена на сайте: 21.02.18 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Парфенова О.А. (2017). Социальные сервисы для пожилых: формальные и неформальные правила и практики. The Journal of Social Policy Studies, 15(4), 573-588. https://doi.org/https://doi.org/10.17323/727-0634-2017-15-4-573-588 DOI: 10.17323/727-0634-2017-15-4-573-588.(2017). Social Services for the Elderly: Formal and Informal Rules and Practices. The Journal of Social Policy Studies, 15(4), 573-588. https://doi.org/https://doi.org/10.17323/727-0634-2017-15-4-573-588 DOI: 10.17323/727-0634-2017-15-4-573-588.АннотацияСтатья посвящена одному из ключевых направлений отечественной социальной политики – социальному обслуживанию пожилых граждан. Крупнейшим агентом в этой сфере со стороны государства являются комплексные центры социального обслуживания населения (КЦСОН). Объектом исследования методом кейс-стади выступает КЦСОН одного из районов Санкт-Петербурга. Я проанализировала как функционирует этот сервис, рассмотрев совокупность связанных с ним формальных и неформальных правил и практик. Забота о пожилом человеке со стороны КЦСОН оформлена в виде набора услуг, которые предоставляются за плату (относительно невысокую на момент проведения исследования). Этот набор услуг во многом одобряется самими клиентами. Со стороны социальных работников существует неформализованное представление о том, что входит в их обязанности, а что нет. При этом, их должностная инструкция базируется на устаревшей версии закона о социальном обслуживании. Таким образом, в ходе исследования выявлено расхождение должностных инструкций и с действующим законодательством, и с реальными практиками. Кроме того, в ходе обслуживания не происходит качественного изменения социального статуса пожилого человека. КЦСОН частично подменяет своей помощью те функции, которые обычно выполняют сами пожилые или их близкие. Такое «делегирование» заботы профессионалам позволяет пожилым людям отчасти компенсировать потерю трудоспособности и физической активности и поддерживать определенный образ жизни. При этом в ряде случаев надомное социальное обслуживание может вписываться в модель «теплой современной заботы», когда функции по уходу за пожилым человеком разделены между институтом (КЦСОН) и семьей.Ключевые слова: социальная политика социальные сервисы пожилые социальное исключение social policy social services elderly social exclusion Рубрики: Социальная политика и управлениеСоциология поколенийВозможно, вам будут интересны другие публикации:Парфенова О. А.Сфера социального обслуживания России: аналитический обзор исследований // Социальная политика и социология. Т. 18. 2019. № 2 (131). С. 91–101.Корнилова М. В.Социальное обслуживание пожилых москвичей // Дискурс. 2016. № 6. С. 70–77.Парфенова О. А.(2018) Трансформация социального обслуживания пожилых в региональном контексте современной России // Журнал социологии и социальной антропологии, 21(2): 165–186. https://doi.org/10.31119/jssa.2018.21.2.6Kornilova M. Social protection of elderly people: Moscow experience // International conference proceedings “Human well-beign, social cohesion and sustainable development: the quest for the responses to contemporary challenges”, 18 -19th may 2017. / Under the edit. of E. I. Kholostova; comp. and translated from English. N. F. Regina. - M.: IAPE WSS, 2017. P. 221 – 224.Толстикова И. И.Активное старение vs социальное исключение пожилых // Успехи геронтологии. 2022. № 4. С. 642-643.