Душа Гоголя. Опыт социокультурного анализа Давыдов А.П.Душа Гоголя. Опыт социокультурного анализа / Давыдов А.П. — М.: Новый хронограф, 2018. — 264 с. — (Серия «Российское общество. Современные исследования»). Второе изданиеISBN 978-5-94881-403-2Размещена на сайте: 18.09.18 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Давыдов А.П. Душа Гоголя. Опыт социокультурного анализа / Давыдов А.П. — М.: Новый хронограф, 2018. — 264 с. — (Серия «Российское общество. Современные исследования»). Второе изданиеDavydov A.P. The Soul of Gogol. Experience of Sociocultural analyses. Second edition. M.: Novyi Khronograph. 2018. 264 p.АннотацияЭто книга о внутреннем мире Гоголя, душе писателя-проповедника, логике его мышления. Гоголь здесь – очарованный жизнью рассказчик, сквозь явление жизни прорывающийся к ее сущности. Создатель бессмертного образа «маленького человека» и идеи города как мирового зла. Аналитик божественного и человеческого. Проповедник патриархальных ценностей, апостол культурной архаики. Бесстрашный модернист и реформатор ценностей русской культуры с позиции личности. Лики Гоголя, собранные в книге, соединяет его страдающая душа и одна линия, проходящая сквозь всю его жизнь – неспособность преодолеть внутренний раскол между пониманием необходимости измениться и неспособностью измениться адекватно. В этой трагедии душа Гоголя и душа России. Книга рассчитана на социологов, философов, культурологов, психологов, на широкого, но подготовленного читателя. Книга может служить пособием для студентов и преподавателей по университетским курсам социальной философии, религиоведения, культурологии и «Русская литература как философия».Ключевые слова: гоголь личность раскол бог божественное, литература христианство gogol personality division god divine literature christianity Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеСодержание. Введение......................................................................................................... 9 Глава I.Между архаикой и модерном. Как изучать Гоголя?....................15 1. Феномен Гоголя и типология сдвигов в христианской культуре......................................................................................................................16 2. Основные понятия............................................................................................ 19 Всеобщее – единичное. Человек. Культура. Общество. Инверсия. Медиация. Социокультурное противоречие. Социокультурный раскол. Срединная культура. 3. Между архаикой и модерном. Провалы и достижения методологии Гоголя............................................................................................................................41 Архаика Гоголя Модерн Гоголя В чем смысл методологического опыта Гоголя? 4. Писатель или проповедник? Раскол в душе Гоголя – центральная проблема анализа его творчества................................................................................................50 Между «к Пушкину» и «от Пушкина». Между потусторонностью и посюсторонностью. Глава II.Народная идиллия – патриархально-лирический мир души Гоголя......................................................................................................................... 58 1. Притяжение земли. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Вий»............................................................................................................................61 Архетип соседской общины. Родоплеменное братство. Архетип земли. Между потусторонним и посюсторонним мирами. 2. Христианско-языческий карнавал: смесь фольклорного черта и народного православия. Мистическая душа поэта....................................................................70 Черт и карнавал, который называется жизнь. Начало кризиса. Некоторые оценки. 3. Пир варваров. «Тарас Бульба».......................................................................79 Основания анализа. Архетип соседской общины. Запорожская Сечь как родоплеменное братство. Республика варваров. Апологетика «нашизма». Против «чужих». «Лучше б и не было того пира». Некоторые выводы. 4. Умирающая идиллия. «Старосветские помещики». «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифировичем».....................................98 Тихое умирание. Катастрофа. Переход Гоголя на новый уровень анализа. Глава III. Город как мировое зло. Не верьте городу: «он лжет,… все в нем враг, искуситель и предатель»......................................................................106 1. – Милостивый государь… Ведь вы мой собственный нос. – Вы ошибаетесь, милостивый государь. Я сам по себе. «Нос»……………………….111 2. Город как мировое зло. «Портрет»……………………………………........112 Вырождение человеческого. Опошление искусства. Мировое зло. 3. Город – храм или мастерская? «Рим»…………………………………......117 Рим как идеал. Попытка изменить идеал. Мечта о синтезе города-храма и города-мастерской. 4. «Маленький человек» в большом городе. «Записки сумасшедшего»…………………………………………………………………......122 Зависть. Комплекс неполноценности. Психология раба. Страх. «Маленький человек» как личность. Тоска по утерянному раю. 5. Кризис «маленького человека». «Шинель»…………………………..........131 Человек бедный Человек, униженный Человек увлеченный, но интеллектуально не развитый Человек трудолюбивый, но не творческий В стороне от общества Рабская душа Человек с инверсионным мышлением Некоторые обобщения. Жизнь как шаги к смерти 6. От анализа сущего к проповеди должного. Логика перехода. «Невский проспект»………………………………………………………………....................142 7. Душа Гоголя и его городская тема…………………………………….......151 Город как идея мирового зла. Что же дальше? Глава IV. От анализа сущего к проповеди должного. Душа как предмет совершенствования................................................................................................156 1. Кризис. Душа как предмет анализа..............................................................159 Душа художника как предмет анализа. Основание кризиса. 1847 г. Начало кризиса. Логика кризиса. 2. Динамика кризиса. «Я – гниющий труп».....................................................168 Время опасное. «Общее опьянение века». Как спасти душу? Желание стать монахом. 3. Осмеяние персонажей-бесов как способ очищения души..........................175 4. Прощение персонажей-бесов как способ совершенствования души........182 5. Отказ от смеха как способ спасения души...................................................189 6. Художественная литература – искусство или поучение?...........................194 7. Подражание Иисусу и апостолу Павлу. Душа проповедника....................199 Подражательство. Гоголь-проповедник. Как спасти душу? Отказ от воли своей. 8. «Среди России я почти не увидал России». Призыв к единомыслию……………………………….............................................................205 9. Против Запада и европейского влияния в России.......................................210 10. Оправдание крепостного права, церкви, самодержавия и патриархальных методов управления. Душа архаика.......................................................................214 Крепостное право незыблемо. «Домострой», царь-батюшка, церковь-матушка и возвращение дворян к земле – основные средства повысить эффективность работы крепостных. Россия как царство Божие на земле. Глава V. Выход за рамки сложившегося представления о божественном. Гоголь как реформатор нравственных ценностей русской культуры. Дух протестантизма……………………………………………...................................224 1. Человек «ни то, ни се» и основной вопрос русской культуры……….....226 Человек «ни то, ни се». Основной вопрос русской культуры. Дух протестантизма. Критика народного православия. 2. Выход за рамки сложившегося представления о божественном……......235 Бог это «сердце человека» на «общечеловеческом поприще». Иисус-учитель. Иисус-любовь. Защита права индивидуального пути к Богу. 3. Проблемы демократизации церкви и религии………………………........247 «Мы» должна быть церковь наша». «Как религия наша, так и католическая совершенно одно и то же». Как спасти душу? Проблема критики церковности Гоголя. 4. Рационализация образа жизни. ………………………………....................254 Утилитарный нравственный идеал. Рационализация управления хозяйством. Рационализация подхода к помощи бедным. Европеизация морали. 5. Логика середины в интерпретации деловой активности человека….......260 Иисус – в природных способностях и высоком профессионализме. Бог – самозванец. Дух протестантизма в предпринимательской деятельности. 6. Поиск середины как способ анализа реальности и социально-нравственный принцип………………………………………………………….............................272 Середина как патриархальность. Середина как противостояние крайностям и односторонности. Догадка о середине-синтезе в оценках поэзии А. Пушкина и И. Крылова. Середина как попытка примирить Бога и человека на основании смысла Бога. 7. Гоголь и Бог. Между «Выбранными местами из переписки с друзьями» и «Размышлениями о божественной литургии»…………………...........................284 Заключение. Трагедия Гоголя. Трагедия России……………………….290Рубрики: Социология культурыСоциология личностиВозможно, вам будут интересны другие публикации:Давыдов А. П., Розин В.М.Спор о медиации: Раскол в России и медиация как стратегия его преодоления. М.: ЛЕНАНД, 2017. - 288 с.Давыдов А. П.Личность в безличностной культуре России (по материалам русской литературы) // Литература в системе культуры. К семидесятилетию профессора И.В. Кондакова. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Москва. 15 апреля 2017 г. М.: АСОУ, 2017. С. 43-53.Давыдов А. П.Читая Магжана... // Айкап. Общественно-политический и научный журнал Казахского национального университета имени аль-Фараби. 2018. №2. С. 34-41.Давыдов А. П.Душа Гоголя. Опыт социокультурного анализа.- Давыдов А.П. — Москва: Новый хронограф; АИРО-ХХ1, 2008. — 264 с. — (Серия «Российское общество. Современные исследования»)Davydov A. The Russian Reformation: Personality in a Non-personalistic Culture. Social Sciences. A Quarterly Journal of the Russian Academy of Sciences, 2017, Vol.48, № 4, pp.137-151.