(2017) Политические акторы на детских рисунках 1917–1918 годов: социологическая рефлексия (на основе коллекции В.С. Воронова из фондов ГИМ). Журнал социологии и социальной антропологии, 20(4): 185–209. https: ...



Орех Е.А., Бойцова О.Ю.
(2017) Политические акторы на детских рисунках 1917–1918 годов: социологическая рефлексия (на основе коллекции В.С. Воронова из фондов ГИМ). Журнал социологии и социальной антропологии, 20(4): 185–209. https://doi.org/10.31119/jssa.2017.20.4.10
ISSN 1029-8053
DOI: 10.31119/jssa.2017.20.4.10
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=32855935

Размещена на сайте: 28.11.18

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Орех Е.А., Бойцова О.Ю. (2017) Политические акторы на детских рисунках 1917–1918 годов: социологическая рефлексия (на основе коллекции В.С. Воронова из фондов ГИМ). Журнал социологии и социальной антропологии, 20(4): 185–209. https://doi.org/10.31119/jssa.2017.20.4.10 DOI: 10.31119/jssa.2017.20.4.10.
Orekh E., Boitsova O. (2017) Politicheskiye aktory na detskikh risunkakh 1917–1918 gg.: sotsiologicheskaya refleksiya (na osnove kollektsii V.S. Voronova iz fondov GIM). [Political actors in children’s drawings of 1917–1918: Sociological reflection (Based on Vasily Voronov’s Collection from the State Historical Museum)]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], 20(4): 185–209 (in Russian). https://doi.org/10.31119/jssa.2017.20.4.10 DOI: 10.31119/jssa.2017.20.4.10.

Аннотация

Статья основана на анализе коллекции детских рисунков, выполненных мальчиками — учениками младших классов московских школ в 1917–1918 гг. и переданных на хранение в фонды Государственного исторического музея преподавателем графических искусств В.С. Вороновым. В тексте представлена рефлексия о возможностях работы с рисунками как источником социологической информации на примере изучения содержания изображений с точки зрения проблематики детской политической социализации. Иконографический анализ образов политических персонажей на детских рисунках позволяет высказать предположение о стадии политической социализации младших школьников, а также сделать выводы об источниках влияния на становление поли- тического сознания детей. Для анализа были выбраны образы большевиков. Сначала были выявлены способы репрезентации большевиков в визуальной культуре того времени, определены их иконографические признаки, затем таким же образом были проанализированы образы большевиков, присутствующие на детских рисунках, а на следующем этапе полученные результаты сравнивались между собой. Проведенный анализ показывает, что в детском творчестве отразились стереотипы из средств визуальной пропаганды той эпохи — сатирических иллюстрированных журналов, юмористических открыток. Рисунки свидетельствуют о наличии у некоторых детей политического сознания, выражающегося в представлениях о группе «чужих»  / «врагов» — эти представления можно идентифицировать благодаря одновременно- му присутствию в рисунках нескольких иконографических признаков с негативным значением. Наличие политического сознания позволяет нам говорить о начале про- цесса политической социализации у детей младшего школьного возраста в период масштабной социокультурной трансформации 1917–1918 гг. в России. Также мы продемонстрировали, что особенность политической социализации детей в условиях революции и начала гражданского противостояния состояла в снижении традиционного влияния на этот процесс семьи и школы, которое в определенной степени компенсировалось влиянием средств визуальной пропаганды.

Ключевые слова:

визуальная пропаганда сатирический журнал детский рисунок политическая социализация образ иконографический анализ гражданская война в россии visual analysis satirical journals children’s drawings political socialization image iconography the civil war in russia

Рубрики:

Методы сбора и анализа социологических данных
Политическая социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: