(2017) Политические акторы на детских рисунках 1917–1918 годов: социологическая рефлексия (на основе коллекции В.С. Воронова из фондов ГИМ). Журнал социологии и социальной антропологии, 20(4): 185–209. https: ...
Орех Е.А., Бойцова О.Ю.
(2017) Политические акторы на детских рисунках 1917–1918 годов: социологическая рефлексия (на основе коллекции В.С. Воронова из фондов ГИМ). Журнал социологии и социальной антропологии, 20(4): 185–209. https://doi.org/10.31119/jssa.2017.20.4.10
ISSN 1029-8053
DOI: 10.31119/jssa.2017.20.4.10
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=32855935
Размещена на сайте: 28.11.18

Ссылка при цитировании:
Orekh E., Boitsova O. (2017) Politicheskiye aktory na detskikh risunkakh 1917–1918 gg.: sotsiologicheskaya refleksiya (na osnove kollektsii V.S. Voronova iz fondov GIM). [Political actors in children’s drawings of 1917–1918: Sociological reflection (Based on Vasily Voronov’s Collection from the State Historical Museum)]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], 20(4): 185–209 (in Russian). https://doi.org/10.31119/jssa.2017.20.4.10 DOI: 10.31119/jssa.2017.20.4.10.
Аннотация
Статья основана на анализе коллекции детских рисунков, выполненных мальчиками — учениками младших классов московских школ в 1917–1918 гг. и переданных на хранение в фонды Государственного исторического музея преподавателем графических искусств В.С. Вороновым. В тексте представлена рефлексия о возможностях работы с рисунками как источником социологической информации на примере изучения содержания изображений с точки зрения проблематики детской политической социализации. Иконографический анализ образов политических персонажей на детских рисунках позволяет высказать предположение о стадии политической социализации младших школьников, а также сделать выводы об источниках влияния на становление поли- тического сознания детей. Для анализа были выбраны образы большевиков. Сначала были выявлены способы репрезентации большевиков в визуальной культуре того времени, определены их иконографические признаки, затем таким же образом были проанализированы образы большевиков, присутствующие на детских рисунках, а на следующем этапе полученные результаты сравнивались между собой. Проведенный анализ показывает, что в детском творчестве отразились стереотипы из средств визуальной пропаганды той эпохи — сатирических иллюстрированных журналов, юмористических открыток. Рисунки свидетельствуют о наличии у некоторых детей политического сознания, выражающегося в представлениях о группе «чужих» / «врагов» — эти представления можно идентифицировать благодаря одновременно- му присутствию в рисунках нескольких иконографических признаков с негативным значением. Наличие политического сознания позволяет нам говорить о начале про- цесса политической социализации у детей младшего школьного возраста в период масштабной социокультурной трансформации 1917–1918 гг. в России. Также мы продемонстрировали, что особенность политической социализации детей в условиях революции и начала гражданского противостояния состояла в снижении традиционного влияния на этот процесс семьи и школы, которое в определенной степени компенсировалось влиянием средств визуальной пропаганды.
Ключевые слова:
визуальная пропаганда сатирический журнал детский рисунок политическая социализация образ иконографический анализ гражданская война в россии visual analysis satirical journals children’s drawings political socialization image iconography the civil war in russiaРубрики:
Методы сбора и анализа социологических данныхПолитическая социология
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Zelenko B.I. The role of digital network in the political socialization of virtual agents. Materials of the International Conference «Process Management and Scientific Developments» (Birmingham, United Kingdom, March 31, 2020). P. 47-50.
- Пронина Е. И., Павлов Б.С.
Детский труд в родительской семье: досадная необходимость или родовая потребность // Современные проблемы образования, педагогики, социализации детей в контексте инновационных практик: монография / научн. ред. Б.С. Павлов. – М.: Издательство «Перо», 2016. С.109-121. - Панфилова Ю. С., Бедрик А.В.
Проблемы социализации молодежи и роль спортивных мегапроектов в их решении // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2016. Том 2 (68). № 1. С. 35-43. - Гришаева Н. П., Струкова Л.М.
Современные технологии социализации дошкольников: «Дети-волонтеры» и «Социальные акции» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2018. №5 (62). С. 29-32. - Великая Н. М., Шушпанова И. С., Афанасьев В. А.
Образ будущего в массовом сознании граждан как фактор устойчивого социально-политического развития общества // Вестник РГГУ. Серия Философия. Социология. Искусствоведение. 2021. № 1. С. 64–77. DOI: 10.28995/2073-6401-2021-1-64-77