Время, память, травма: между бытием и небытием



Артёменко Н.А.
Время, память, травма: между бытием и небытием // Studia Culturae. 2018. № 2 (36). С. 124-136.
ISSN 2225-3211

Размещена на сайте: 11.12.18

Текст статьи на сайте журнала URL: http://iculture.spb.ru/index.php/stucult/article/view/1002 (дата обращения 11.12.2018)


Ссылка при цитировании:

Артёменко Н.А. Время, память, травма: между бытием и небытием // Studia Culturae. 2018. № 2 (36). С. 124-136.
Artemenko N. Time, Memory, Trauma: between being and nonbeing. Studia Culturae, 2018, Issue. 2 (36), pp. 124-136.

Аннотация

Есть такие понятия и термины, приверженность эпохи к которым работа- ет как диагностика этой эпохи, признак времени. Для нашего времени такими понятиями, безусловно, оказываются понятия «память» и «трав- ма». Эти два понятия прочно соединились в сознании не только исследо- вателей истории, но и в повседневном сознании современного человека, что позволяет говорить о «буме» памяти, провоцирующем пристальное внимание к прошлому, к нарративам о прошлом, к способам их склады- вания, проживания, седиментирования. Но память и практики памятство- вания тесно связаны с забвением, которое в свою очередь указывает на потребность устранения той информации, которая обладает деструктив- ным воздействием на психику человека и структуры общественного соз- нания. Забвение можно было бы назвать «травмой памяти», понимая под этим те события, которые имеют деструктивное значение как для личной, так и социальной (в том числе и национальной) идентичности. Так па- мять начинает связываться с понятием травмы. И мы уже видим, как на- ряду с типологией памяти (коллективная, культурная, историческая) воз- никает типология травмы (коллективная травма, культурная травма, историческая травма). Последнее понятие – понятие травмы – получило настолько большое распространение, перейдя из языка ученых в язык газетчиков, что заставляет нас присмотреться внимательнее к связи памя- ти и травмирующего события. Есть такие понятия и термины, приверженность эпохи к которым работа-ет как диагностика этой эпохи, признак времени. Для нашего временитакими понятиями, безусловно, оказываются понятия «память» и «трав-ма». Эти два понятия прочно соединились в сознании не только исследо-вателей истории, но и в повседневном сознании современного человека,что позволяет говорить о «буме» памяти, провоцирующем пристальноевнимание к прошлому, к нарративам о прошлом, к способам их склады-вания, проживания, седиментирования. Но память и практики памятство-вания тесно связаны с забвением, которое в свою очередь указывает напотребность устранения той информации, которая обладает деструктив-ным воздействием на психику человека и структуры общественного соз-нания. Забвение можно было бы назвать «травмой памяти», понимая подэтим те события, которые имеют деструктивное значение как для личной,так и социальной (в том числе и национальной) идентичности. Так па-мять начинает связываться с понятием травмы. И мы уже видим, как на-ряду с типологией памяти (коллективная, культурная, историческая) воз-никает типология травмы (коллективная травма, культурная травма,историческая травма). Последнее понятие – понятие травмы – получилонастолько большое распространение, перейдя из языка ученых в языкгазетчиков, что заставляет нас присмотреться внимательнее к связи памя-ти и травмирующего события.

Ключевые слова:

травма память темпоральный режим модерн нарратив забвение история trauma memory temporal mode modern narrative oblivion history

Рубрики:

Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации: