Системно-коммуникативное исследование радикальных движений, или как возможна научная теория протеста Бараш Р.Э., Антоновский А.Ю.Системно-коммуникативное исследование радикальных движений, или как возможна научная теория протеста // Философский журнал. 2018. Т. 11. №2. С. 91-105.ISSN 2072-0726DOI: 10.21146/2072-0726-2018-11-2-91-105РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=35136716Размещена на сайте: 17.12.18 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Бараш Р.Э., Антоновский А.Ю. Системно-коммуникативное исследование радикальных движений, или как возможна научная теория протеста // Философский журнал. 2018. Т. 11. №2. С. 91-105. DOI: 10.21146/2072-0726-2018-11-2-91-105.Barash R.E., Antonovski A.Yu. A study of social movements from the systemic communication standpoint: is a scientific theory of political protest possible? Philosophy Journal, 2018, Vol. 11, Issue 2, pp. 91-105. DOI: 10.21146/2072-0726-2018-11-2-91-105.АннотацияВ статье анализируются причины и формы современного протестного движения. Особенное внимание уделяется теоретическому языку описания протестного движения, а также изучению социальных функций и дисфункций протеста, исследованию связи внепарламентского активизма с традиционным институтами современного общества. Авторы также задаются вопросом о специфике российского протеста в контексте мировых социальных движений. Обосновывается, что новые типы самоорганизации базируются на новых коммуникативных медиа и технологиях (в том числе социальных), ранее недооцениваемых социальными теоретиками. В работе осуществлена попытка представления социально-философской концептуализации протестного движения в рамках широкого коммуникативного подхода. В работе ставятся вопросы о субстанциальности протестного движения: является ли оно интерактивной ризоматической сетью или формой коллективного действия? Является ли такое коллективное действие следствием изменения коллективного сознания и должно ли тогда рассматриваться как производное от множества девиантных мнений и полаганий? Следует ли рассматривать протест как новую разновидность политического конфликта? Можно ли понимать протест как форму коллективного творчества или его следует истолковывать как новую форму укоренения новообразованных и трансформации устаревших институтов? Можно ли усмотреть в протесте некую обновленную форму реализации так называемого гражданского общества? Отрицательно отвечая на эти вопросы, авторы выдвигают тезис о признании в качестве существенной и радикально новой черты протеста его характер неинстициализированной, неорганизационной, неполитической, внепарламентской формы решения общественных проблем.Ключевые слова: протестное движение социальная теория коммуникация общество society protest movement social theory communication Рубрики: Социология повседневных практикСоциология культурыВозможно, вам будут интересны другие публикации:Бараш Р. Э.Об этнических определениях человека в перспективе примордиализма и коммуникации // Концептуализации общества в социальной философской и философско-исторической рефлексии : монография; под общ. ред. К.Х. Момджяна, А.Ю. Антоновского. — М. : ИНФРА-М, 2017. С. 260-263.Бараш Р. Э.Мультикультурализм как понятие системной теории // Концептуализации общества в социальной философской и философско-исторической рефлексии : монография; под общ. ред. К.Х. Момджяна, А.Ю. Антоновского. — М. : ИНФРА-М, 2017. С. 68-90.Бараш Р. Э.Коронавирус в контексте российской повседневности. Опыт фокус-групповых бесед // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2022. Т. 5. № 4. С. 109-139.Гофман А. Б.Festina lente: От культуры ускорения к культуре замедления // Вопросы социальной теории: Научный альманах. Том IX. 2017. Теория культуры и жизненный мир человека / Институт философии РАН, Научно-координационный совет по философским проблемам социальной теории; Под редакцией Ю.М. Резника. – М.: Издательство Независимого института гражданского общества, 2017. С. 123-138.Николаева У. Г., Пушкарева Т.В., Семенов Ю.И.Интервью с Юрием Ивановичем Семеновым // Антропологии/Anthropologies. 2023. № 1. С. 174-210.