Социология как инструмент «педагогической разведки» Андреев А.Л.Социология как инструмент «педагогической разведки» // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №5. С. 121-129.ISSN 0869-3616РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=34933092Размещена на сайте: 03.01.19Текст статьи на сайте журнала URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1375 (дата обращения 03.01.2019)Ссылка при цитировании:Андреев А.Л. Социология как инструмент «педагогической разведки» // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №5. С. 121-129.Andreev, A.L. (2018). [Sociology as a Tool of “Pedagogical Intelligence”]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 5, pp. 121-129. (In Russ., abstract in Eng.АннотацияСтатьяпосвящена вопросам развития гуманитарной составляющей высшего образования в России. Основная мысль статьи состоит в том, что для современного гуманитарного образования принципиально важно усиление его функциональных связей с перспективными социальными изменениями и социальными практиками. В связи с этим возрастает потребность в обязательномсистематическомсоциологическом сопровождении учебного процесса: социологическое исследованиевыступает каксвоеобразный инструмент «педагогической разведки», при помощи которого идентифицируются параметры содержательной корректировки гуманитарного образования и осуществляется диагностика его конечной социальной эффективности. Данный тезис иллюстрируется на примере такой изучаемой во всех российских вузах гуманитарной дисциплины, как история. В статье дается характеристикаскладывающейся в настоящее время социокультурной ситуации изучения и преподавания истории, которая осложнена не только снижением уровня исторических компетенций молодежи, но и дивергенцией исторических дискурсов, а также некоторыми методологическими установками постмодернизма, затрудняющимиустановление исторической правды. Обсуждается влияние этой ситуации на восприятие научных концепций исторического процесса, составляющих содержательную основу учебного процесса, на ход этого процесса и его результаты. В связи с этим отмечается роль социологических методовзондирования реального исторического самосознания, позволяющих учитывать состояние социетальной среды иосуществлять «настройку» исторического образования под потребности развивающегося социума. Выдвигается и обосновывается идея перехода к гибким, самокорректирующимся учебным программам, способным благодаря использованию социологического сопровождения оперативно реагировать на глубинные социокультурные тренды различного типа. Аргументация, приводимая в подтверждение этой точки зрения, использует данные, полученные входе социологических опросов, проводившихся в разное время в ведущих российских вузах. В заключение рассматриваютсясодержательные и организационно-методические аспекты модернизации преподавания истории в соответствии с высказанными в статье соображениями. В связи с этим высказано пожелание о достижении большей скоординированности учебных программ по гуманитарным дисциплинам.Ключевые слова: гуманитарное образование гуманитарные компетенции социология образования преподавание истории социальные тренды социокультурная ситуация education in humanities humanitarian competencies sociology of education history teaching social trends socio-cultural situation Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Андреев А. Л.Гуманитарный цикл в техническом вузе и интеллектуальные среды // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 30-36.Андреев А. Л.Гуманитарное образование и интеллектуальные среды // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Сборник научных трудов. М.: Центр социологических исследований, 2016 – С. 77-86.Дядюнова И.А., Пронина Е. И.Дошкольное детство как воспитательно-образовательный ресурс дальнейшего развития личности ребенка // Социальное государство и молодежь: механизмы управления и перспективы развития / научн. ред. М.В. Рыбакова. – М.: Издательство Перо, 2018. С. 140-146Вознесенская Е. Д.Эволюция нормативно-правового регулирования заочной формы обучения высшего образования // Заочник высшей школы: социальное поведение в сфере образования и на рынке труда: монография / Г. А. Чередниченко, Е. Д. Вознесенская, И. С. Кузнецов; отв. ред. Г. А. Чередниченко, ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 21-34. URL: https://www.isras.ru/index.php?page_id=1198&id=8499Андреев А. Л.Образование в русской культурной традиции: от возникновения до первой четверти XVIII века: учебное пособие для вузов / А.Л. Андреев. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петребург: Лань, 2021. – 200 с.: ил. – Текст: непосредственный.