Методология анализа данных в социологии (введение) Татарова Г.Г.Методология анализа данных в социологии (введение) / Учебн. пособие для вузов. — М.: Издательский Дом “Стратегия”, 1998. - 224 с.ISBN 5-221-00047-4Размещена на сайте: 17.03.08Текст книги (1998 г.) Текст книги. (1999 г. с исправлением редакционных ошибок). Первоисточник на сайте socioline.ru. URL: http://socioline.ru/pages/gg-tatarova-metodologiya-analiza-dannyh-v-sotsiologiiСсылка при цитировании:Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение) / Учебн. пособие для вузов. — М.: Издательский Дом “Стратегия”, 1998. - 224 с.АннотацияКнига предназначена для последовательного погружения студентов в проблематику методологии анализа данных в социологии и формирования целостного представления о работе с эмпирическим материалом. В ней вводится понятийный аппарат анализа данных; описываются типы информации; приводятся основные приёмы измерения; излагаются логика и методы анализа данных. Особое внимание уделено использованию в социологических исследованиях восходящей стратегии анализа данных, нисходящей стратегии анализа данных, типологического анализа. Книга рекомендуется студентам социально-экономических и гуманитарных высших учебных заведений.Ключевые слова: социологические данные социологические исследования анализ данных логика анализа данных типы социологических данных методология структурные элементы методологии одномерные методы измерения первичный анализ данных восходящая стратегия анализа нисходящая стратегия анализа Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ для студентов 3 ПРЕДИСЛОВИЕ для преподавателей 5 ГЛАВА 1. СТРУКТУРА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ В СОЦИОЛОГИИ 7 1. ОТ ПОСТУЛАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ К МЕТОДОЛОГИИ АНАЛИЗА ДАННЫХ 7 Эмпирическая социология. Социологическая информация Многозначность использования терминов (методология, анализ, метод, формализация, операционализация). Понятие о логической и математической формализации. Основания для существования статистического и гуманитарного подходов (традиций, парадигм) в эмпирической социологии. 2. МОДЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ СВОЙСТВА ОБЪЕКТА 20 Логическая цепочка вопросов: Что изучать? Зачем и для каких целей изучать? Где и при каких условиях изучать? Какими средствами изучать? Понятие модели. Примеры моделей изучения свойств: “материальная обеспеченность ” семьи, “политическая активность” студента, “престиж”района. Свойства, переменные, признаки - взаимосвязь понятий. 3. ТИПЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ 29 Основания для выделения типов информации. Типы информации: государственная статистика; данные, полученные с помощью анкет “простой ” структуры; данные, полученные с помощью анкет “сложной ” структуры; данные об использовании бюджета времени; текстовые данные. Источники социологической информации. Объекты анализа. Формы существования информации. Типы информации и цели, ради достижения которых используется тот или иной тип. Выводы из главы 1 41 ГЛАВА 2. ИЗМЕРЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ АНАЛИЗА . 43 1. ЗАЧЕМ СОЦИОЛОГУ ШКАЛЫ? КОДИРОВАНИЕ КАК ПРОЦЕДУРА ИЗМЕРЕНИЯ 43 Что означает измерение? Можно ли измерение отделить от анализа ? Понятие шкалы. Номинальная, порядковая, “метрическая ” шкалы. Измерение как кодирование. Псевдометричность. Фактический и физический тип шкалы. Проблема социологического “нуля ". 2. ЛОГИЧЕСКИЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ 58 Косвенное измерение. Построение индексов как прием измерения и как составная часть анализа эмпирической информации. Логический квадрат. Логический прямоугольник. Порядковая шкала как основа для формирования аналитических индексов. Шкала суммарных оценок. Индексы в бюджетах времени. Индексы в государственной статистике. Индексы в текстовой информации. 3. НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ 73 Шкала Луи Терстоуна. Шкала Эмори Богардуса. Шкалограммный анализ Луи Гуттмана. Сходство и различие шкал Лайкерта и Терстоуна. Сходство и различие шкал Богардуса и Гуттмана. 4. ПРОЦЕДУРА РАНЖИРОВАНИЯ 87 Объекты ранжирования. Основание ранжирования. Связанные ранги. Ранжирование как составная часть анализа. Ранжирование как прием измерения. Прямое ранжирование. Метод парных сравнений Луи Терстоуна. Свойство транзитивности. Сравнение моделей ранжирования. 5. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ 100 Психосемантический метод как прием измерения и как прием анализа. Семантический дифференциал Ч. Осгуда. Метод неоконченных предложений как подход к изучению социальных ожиданий и социальных стереотипов. Тест двадцати “Я" как прием изучения самоидентификации личности. Выводы из главы 2 111 ГЛАВА 3. ВОСХОДЯЩАЯ СТРАТЕГИЯ АНАЛИЗА ДАННЫХ 112 1. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ АНАЛИЗ? Восходящая стратегия анализа и нисходящая стратегия анализа. Различие понятий “анализ данных ” и “логика анализа ” (логическая схема анализа). Первичный анализ как составная часть любой стратегии. Признак. Анализ “поведения ” отдельно взятого признака. Вариационный ряд. Одномерное распределение. Показатели распределения. Абсолютная, относительная и накопленная частоты. Деление на интервалы. Цели первичного анализа данных. “Язык” анализа распределений. 2. АНАЛИЗ ХАРАКТЕРА “ПОВЕДЕНИЯ” ПРИЗНАКА 126 Эмпирическая кривая распределения. Показатели средней тенденции для различных типов шкал. Дискриптивная статистика. Мода. Медиана. Среднее арифметическое значение, взвешенное среднее. Меры рассеяния вокруг средних. Дисперсия. Коэффициент вариации как мера однородности. Квартальный размах. Меры качественной вариации. Коэффициент качественной вариации. Среднее геометрическое. Энтропия. 3. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРИЗНАКОВ 144 Условное распределение. Совместное “поведение ” двух признаков. Таблица сопряженности. Показатели таблицы сопряженности. Маргинальные частоты. Сравнение структуры условных распределений. Типы задач, решаемых посредством таблиц сопряженности. Типологический синдром, типологическая группа. Зависимый - независимый признаки. Направленная - ненаправленная связи. Статистическая зависимость - статистическая независимость. Сильна - слабая связь. Меры связи. Функциональная - корреляционная связь. Линейная - нелинейная связь. Локальные - глобальные меры связи. Непосредственная - опосредованная связь. Истинное - ложное значение меры связи. 4. МЕРЫ СВЯЗИ, ОСНОВАННЫЕ НА ПОНЯТИЯХ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И ДЕТЕРМИНАЦИЯ 158 Две логические схемы использования коэффициентов связи. Локальные меры связи для таблиц сопряженности. Коэффициент Юла. Понятие детерминации. Интенсивность и емкость детерминации. х Оценки вероятности. Истинное - ложное значение мер связи. Поднятие о величине % “ (хи-квадрат). Коэффициент взаимной сопряженности Е. Пирсона. Значимость значений коэффициентов связи. Доверительный интервал. 5. МЕРЫ СВЯЗИ: ОСНОВАННЫЕ НА МОДЕЛИ ПРОГНОЗА И РАНГОВЫЕ 172 Модальные меры Туттмана. Сравнение распределений посредством меры Л. Гудмена и Е. Краскала. Когда социолог имеет дело с ранжированными рядами? Принцип сравнения ранжированных рядов. Связанные ранги. Коэффициенты ранговой корреляции Л. Гудмена и Е. Краскола, Р. Сомерса, М.Дж. Кендалла. Выводы из главы 3 186 ГЛАВА 4. НИСХОДЯЩАЯ СТРАТЕГИЯ АНАЛИЗА ДАННЫХ. 187 1. ЯЗЫК АНАЛИЗА ДАННЫХ 187 Элементы логики анализа. Язык анализа как составная часть языка социологического исследования. Математическая формализация как составная часть логической. Классы математических методов. Логика использования математических методов. Язык типологического анализа. Язык причинного анализа. Язык факторного анализа. Основной и вспомогательные языки анализа. Выбор исследовательской стратегии анализа данных для перехода к математической формализации. Понятие "метаметодика анализа данных ”. 2. ЛОГИКА ТИПОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 198 Цель проведения Типологического Анализа (ТА). О понятии "тип ”. Социальная значимость. Основание типологии. Соотношение между типологизацией и классификацией. Класс. Объекты классификации. Алгоритм классификации. Классификационный признак. Эмпирическая закономерность. Дефиниция ТА. Основные понятия ТА. Типообразующий признак. Априорная типология. Объект типологии Этапы проведения типологического анализа. Выводы из главы 4 212 ПРИЛОЖЕНИЕ для преподавателей 213 ЛИТЕРАТУРА 216 К главе 1 216 К главе 2 217 К главе 3 218 К главе 4 219Рубрики: Методология социологииМетоды сбора и анализа социологических данныхВозможно, вам будут интересны другие публикации:Татарова Г. Г.Основы типологического анализа в социологических исследованиях: Учебное пособие / Г. Г. Татарова. — М: Издательский дом «Новый учебник» 2004. - 206 с.Татарова Г. Г.Методология анализа данных в социологии // Серия: Высшее образование. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство: Nota Bene, 1999. - 224 с.Татарова Г. Г.Типологический анализ как исследовательская стратегия// Социологические методы в современной исследовательской практике. Материалы Всероссийской конференции памяти А.О.Крыштановского. М.: Изд-во «ТЕИС». 2007. С.114-123Татарова Г. Г.Система языковых конструктов анализа социологических данных// Вестник российского университета дружбы народов. Серия социология. 2003. №4-5.Татарова Г. Г.Основы типологического анализа в социологических исследованиях. Учебное пособие — М.: Издательский Дом «Высшее Образование и Наука», 2007. — 236 с.