Два Конта, два Маркса и два течения российской социальной мысли Гофман А.Б.Два Конта, два Маркса и два течения российской социальной мысли // Личность. Культура. Общество. 2019. Т. 21. Вып. 3-4 (103-104). С. 112-123.ISSN 1606-951XDOI: 10.30936/1606-951X-2019-21-3/4-112-123Размещена на сайте: 27.11.19 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Гофман А.Б. Два Конта, два Маркса и два течения российской социальной мысли // Личность. Культура. Общество. 2019. Т. 21. Вып. 3-4 (103-104). С. 112-123. DOI: 10.30936/1606-951X-2019-21-3/4-112-123.Gofman A.B. Two Comtes, Two Marx and Two Trends of Russian Social Thought. Lichnost. Kultura. Obshtchestvo (Personality. Culture. Society. International Journal of the Social Sciences and Humanities), 2019, Vol. XXI, Issue 3-4 (103-104), pp. 112-123. DOI: 10.30936/1606-951X-2019-21-3/4-112-123.АннотацияВ статье прослеживается филиация некоторых основных социологических идей Огюста Конта и Карла Маркса, с одной стороны, и российской социальной мысли до начала ХХ в., с другой. Известно, что Конт был основателем «позитивизма» в социологии, иными словами, идей сциентизма, натурализма в социальной науке, необходимости использования в ней «объективного» метода, рационального, эмпирического, основанного на наблюдении. Эти взгляды он обосновывал главным образом в своем «Курсе позитивной философии» (1830-1842). Но в своих более поздних произведениях, особенно в «Системе позитивной политики» (1851-1854), он доказывал уже превосходство противоположной точки зрения, а именно «субъективной», «антинатуралистической», эмоциональной. Хотя сам он настаивал на единстве и преемственности этих подходов, в его творчестве можно констатировать сосуществование двух противоположных социологий и, в определенном смысле, двух Контов, «позитивиста» и «антипозитивиста». Доктрина Маркса также содержит в себе две подобные теоретико-методологические позиции, на что историки социальных идей ранее уже обращали внимание. С одной стороны, он был «позитивистом», ученым, приверженцем «подлинной» науки, объективной, основанной на применении общенаучных методов; с другой, – он выступал как практический социально-политический деятель, рассматривавший практическую деятельность как наиболее эффективное средство социального познания. Так же, как былo два Конта, было и два Маркса: один «объективист», другой «субъективист». Влияние обеих этих тенденций у Конта и Маркса обнаруживается в российской социальной мысли XIX – начала ХХ вв. Одни российские контисты и марксисты продолжали «объективистскую» тенденцию в своем творчестве, тогда как другие – «субъективистскую». Именно последняя приобрела преобладающее значение в российской социальной мысли. В статье рассматриваются некоторые причины этого явления.Ключевые слова: конт маркс «объективная» социология «субъективная» социология российская социальная мысль «субъективная школа в русской социологии» контизм в россии марксизм в россии comte marx “objective” sociology “subjective” sociology russian social thought “subjective school in russian sociology” comtism in russia marxism in russia Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Малинкин А. Н.С.Л. Франк о духовно-нравственных предпосылках марксизма и подлинных истоках русской революции // Вестник культурологии. – 2024. – № 1 (108). – С. 94–111. Голосеева А.А.Русская субъективная школа и этический идеал в структуре социологического знания // Давыдовские чтения: исторические горизонты теоретической социологии. Сборник научных докладов симпозиума, 13-14 октября 2011 г. [Текст] / Под ред. И.Ф. Девятко, Н.К. Орловой. - М.: Институт социологии РАН, 2011. - 276 с.- 200 экз. (в обл.). С. 216-227.Gofman, Alexandre. Les Classiques écrivent les lettres: le genre épistolaire en histoire de la pensée sociologique // La Sociologie en toutes lettres. L’histoire de la discipline à travers les correspondances. Vannier, Patricia (dir.). Toulouse, Presses Universitaires du Midi, 2020. (Collection “Socio-logiques”). P. 233-244.Malinkin A.N. Phenomenological Enthymeme in Voloshinov’s Marxist Sociology of Poetics, as Seen in “Discourse in Life and Discourse in Poetry”. Social Sciences. Volume 53, Number 3, July-September, 2022. P. 101-121.Бердяев Н.А. Христианство. Марксизм. Экзистенциализм / Н.А. Бердяев; сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. В.В. Сапова. — М.: Академический проект; ФНИСЦ РАН; Трикста, 2022. — 907 с. — (Философские технологии: русская философия).