Депривация и социальное исключение как источники нетрадиционной религиозности Исаева В.Б.Депривация и социальное исключение как источники нетрадиционной религиозности // Феномен новых религий в ситуации религиозного плюрализма и религиозной конкуренции. Материалы Международной научно-практической конференции. Составитель М.Ю. Смирнов. 2019 Издательство: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2019. С. 70-75.ISBN 978-5-8290-1846-7 РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=39231839Размещена на сайте: 11.12.19 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Исаева В.Б. Депривация и социальное исключение как источники нетрадиционной религиозности // Феномен новых религий в ситуации религиозного плюрализма и религиозной конкуренции. Материалы Международной научно-практической конференции. Составитель М.Ю. Смирнов. 2019 Издательство: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2019. С. 70-75.Isaeva V.B. Deprivation and social exclusion as sources of non-traditional religiousity. In: The phenomenon of new religions in the situation of religious pluralism and religious competition. Materials of the International scientific-practical conference. Compiled by M.Yu. Smirnov. 2019 Publisher: Leningrad State University. A.S. Pushkin (St. Petersburg. 2019. P. 70-75.АннотацияСтатья посвящена рассмотрению объяснительных возможностей социологической теории депривации в отношении феномена нетрадиционной религиозности. Несмотря на то, что в 1970-е годы депривационный подход утратил свою востребованность, в настоящее время можно говорить о витализации теоретических дебатов по проблеме взаимосвязи депривации и религиозности. Среди социальных исследователей, как показал анализ теоретической дискуссии, существует консенсус о значимости фактора депривации как для религиозности в целом, так и для религиозной конверсии в частности. Однако наблюдается расхождение мнений по вопросу характера лишений: если одни учёные связывают их исключительно со структурными и экономическими факторами [4], то другие объединяют эту теоретическую перспективу с культурными причинами, видя именно их как главный источник переживания депривации и религиозного обращения [9; 2]. Настоящая статья фокусируется на результатах анализа четырёх концептуальных моделей религиозной конверсии по учёту эффекта лишений, разработанных в рамках социологии религии: институциональной (Ч. Глок), рыночной (Р. Старк и У. Бэйнбридж), неотрадиционалистской (П. Норрис и Р. Инглхарт) и экзистенциальной (Р. Старк), а также концепции социального исключения, формулируемой в рамках экономической социологии (С. Ярошенко).Ключевые слова: депривация социальное исключение нетрадиционная религиозность Рубрики: Методология социологииСоциология религииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Дивисенко К. С., Исаева В. Б.Реинтерпретация личной истории и субъективное благополучие последователей западного буддизма // Актуальные проблемы развития личности в современном обществе. Актуальные проблемы развития личности в современном обществе / Под ред. Д. Я. Грибановой. — Псков : Псковский государственный университет, 2020. С. 22-26.Исаева В. Б., Дивисенко К. С.Материальная и духовная депривация как факторы религиозной конверсии (на примере западного буддизма // Вестник антропологии. 2021. № 3. С. 244–260. DOI: 10.33876/2311-0546/2021-3/244-260Исаева В. Б., Ярошенко С.С., Дивисенко К. С.«Моя вся жизнь вокруг буддизма вертится. Буддизм, работа, дети, семья...»: биографический проект современного буддиста // Петербургская социология сегодня. 2019. Вып. 11. С. 164-177.Дивисенко К. С., Исаева В. Б.Типология обращения в западный буддизм в контексте концепции социального механизма религиозной конверсии // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6. № 3. С. 117-135. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-3-0-8Латова Н. В.Акторы запроса на институциональные перемены в современной России (социально-психологический контекст) // Journal of Institutional Studies. 2019. №11(3). С. 119-134.